Главная / Газета 7 Февраля 2013 г. 00:00 / Культура

Рафаэль пейзажа

В Северной столице представлены работы знаменитого компилятора XVIII столетия

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Эрмитаже проходит выставка «Художник всех школ», демонстрирующая произведения живописи и графики Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха, немецкого мастера кисти, прославившегося умением виртуозно воссоздавать творческие манеры своих великих предшественников. Обласканный при жизни, он стал порицаем потомками за творческую несамостоятельность и имитаторство. В то время как современник художника маститый теоретик искусств Иоганн Иоахим Винкельман назвал Дитриха «Рафаэлем нашего и всех времен в пейзаже», его коллега из века XIX Густав Фридрих Вааген полагал, что саксонский живописец «даже приближенно не мог достичь ни силы, теплоты и ясности, ни остроумия оригиналов».

Фото: С САЙТА ЭРМИТАЖА
Фото: С САЙТА ЭРМИТАЖА
shadow
Как бы там ни было, немалое количество работ Дитриха и по сей день хранится в музейных фондах под именами голландских мастеров XVII столетия. В являющейся же самым крупным собранием живописных работ художника вне Германии коллекции Эрмитажа – 22 (из 31) полотна, напротив, подписаны или монограммированы. Владеет Эрмитаж и коллекцией гравюр Дитриха, многие из которых (наряду с живописными полотнами) в связи с нынешней экспозицией впервые покинули запасники.

Будущий живописец родился в Веймаре и стал продолжателем династии: художеством зарабатывали на жизнь и его дед (придворный живописец при Веймарском дворце), и его отец. Именно у отца мальчик получил первые в своей жизни уроки живописи; когда же сыну исполнилось 12 лет, родитель перевез его в Дрезден, где наставником Дитриха-младшего стал модный пейзажист Иоганн Александр Тиле. Открывший для искусства песчаные скалы вдоль Эльбы Тиле почитал ученика за вундеркинда и как только тому стукнуло 18, представил ко двору Августа Сильного. Прозванный за недюжинную физическую силу «саксонским Геркулесом», курфюрст остался в истории и благодаря своим культурным инициативам – основал знаменитые дрезденские музеи «Галерея старых мастеров» и «Зеленые своды», да и в целом считал поощрение искусств важной государственной задачей. Так Дитрих оказался, что называется, в нужное время в нужном месте. Судьба словно выдавала юноше щедрый аванс на будущее, воспользоваться которым он сумел с лихвой.

Как требовали того заказчики, Дитрих писал в манере старых мастеров – голландцев и итальянцев. Писал столь искусно, что один из них как-то обронил: «Имитирует Рембрандта так сильно, что ни один человек не скажет, что это не Рембрандт…» Приемы европейских школ и их живописный дух художник и впрямь схватывал на лету. Однако почти всегда ему удавалось передать и свое личное ощущение, и непосредственное ежеминутное состояние изображаемых объектов. Особенно пронзительны пейзажи Дитриха, на которых люди, животные, травы и деревья пугающе материальны. Кажется, что вот-вот они стряхнут с себя минутное оцепенение и оживут…

В минувшем году со дня рождения художника исполнилось 300 лет, однако в России творчество Христиана Вильгельма Эрнста Дитриха продолжает оставаться практически неизвестным. Монографическая (и первая за время существования музея) выставка в Эрмитаже призвана восполнить этот досадный пробел.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 февраля 2013 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: