Главная / Газета 14 Декабря 2012 г. 00:00 / Культура

«Ведь были ж схватки боевые…»

Эрмитаж демонстрирует полотна Петера фон Хесса из серии «Сражения 1812 года»

Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В рамках празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в течение всего нынешнего года Эрмитаж представляет полотна баварского живописца Петера фон Хесса, посвященные крупнейшим битвам народной войны. Первой ласточкой стало «Сражение при Клястицах», продемонстрированное этим летом, в 200-летнюю годовщину первой победной для русских войск схватки с наполеоновской армией. И в дальнейшем батальные полотна выставлялись в соответствии с датами сражений. Повествуя об Отечественной войне языком живописи, картины фон Хесса способствовали довольно-таки полному погружению в события двухвековой давности.

Петер фон Хесс. «Сражение при Клястицах».
Петер фон Хесс. «Сражение при Клястицах».
shadow
Из двенадцати картин, написанных Петером фон Хессом в 1840–1857 годы по заказу императора Николая I, в Эрмитаже хранятся девять: «Сражение при Вязьме», «Сражение при Бородине», «Отступление французов через реку Березину», «Сражение при Смоленске», «Сражение при Тарутине», «Сражение при Валутиной горе», «Сражение под Мало-Ярославцем», «Сражение при Клястицах», «Сражение под Красным». Приглашению живописца в Россию помогла слава баталиста, кисти которого принадлежали многочисленные произведения на военные темы. В их числе были такие полотна, как «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817), «Стычка французских драгун и австрийских гусар» (1819), «Бивуак австрийских войск» (1823), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829)…

Созданию цикла полотен «Сражения 1812 года» предшествовало подробнейшее изучение художником образцов военной формы и оружия времен Отечественной войны и поездка по местам баталий, предпринятая совместно с генерал-майором, живописцем-любителем и знатоком униформы Львом Килем. Картины фон Хесса предельно точны в мельчайших деталях, масштабны и красочны.

Воспетая Михаилом Лермонтовым битва при Бородине благодаря включению стихотворения «Бородино» в школьную программу стала едва ли не единственным сражением Отечественной войны 1812 года, известным достаточно широкому кругу россиян. Ретроспектива работ баварского живописца позволяет восполнить образовавшиеся пробелы: вспомнить и прочувствовать не столь растиражированные, но от этого не менее славные события той войны. Например, именуемое историками «роковой ошибкой Наполеона» малоизвестное сражение при Клястицах, во время которого был навсегда похоронен план наступления на Санкт-Петербург – тогдашнюю столицу Российской империи. Командующий Первым пехотным корпусом генерал Петр Витгеншейн был провозглашен в те дни «спасителем Петербурга». «Хвала, хвала тебе, герой! Что град Петров спасен тобой!» – звучало тогда в популярной песне.

Для легендарного генерала русской армии Якова Кульнева эта схватка с превосходящими силами противника стала последней – он был смертельно ранен. «Вчера, – сообщал в письме к Жозефине высоко ценивший достойного противника Наполеон, – убит Кульнев, лучший русский офицер кавалерии». «В годах 1808 и 1809... приязнь наша, – вспоминал другой герой Отечественной войны поэт-партизан Денис Давыдов, познакомившийся с Кульневым в 1804 году, – достигла истинной, так сказать, задушевной дружбы, которая продолжалась до самой его блистательной и завидной смерти... Мы были неразлучны, жили всегда вместе, как случалось, то в одной горнице, то у одного куреня под крышей неба; ели из одного котла, пили из одной фляжки». Если, по мнению французского императора, Кульнев был лучшим авангардным генералом, то, по утверждению Давыдова, «последним чисто русского свойства воином, как Брут – последним римлянином».

Остается добавить, что в издательстве Государственного Эрмитажа запланировано переиздание книги Георгия Вилинбахова и Бориса Асварища «Отечественная война в картинах Петера Хесса».

Опубликовано в номере «НИ» от 14 декабря 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: