Главная / Газета 17 Октября 2012 г. 00:00 / Культура

Гравюры на камне

В Северной столице демонстрируются старинные литографии

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

Сразу две выставки Эрмитажа представляют искусство литографии. Полторы сотни произведений из богатейшего музейного собрания русского литографированного портрета впервые показаны в экспозиции «Портрет в русской литографии XIX века». Подготовленная совместно с Немецким культурным центром имени Гете в Санкт-Петербурге выставка «Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе» рассказывает о жизни и творчестве немецких живописцев, обосновавшихся в поселке Ворпсведе на Чертовом болоте (Нижняя Саксония) и организовавших в 1889 году «ворпсведскую колонию».

На сегодняшний день литографическая коллекция Эрмитажа – одна из самых больших в мире.
На сегодняшний день литографическая коллекция Эрмитажа – одна из самых больших в мире.
shadow
Изобретенная на рубеже XIX века в Германии разновидность графической техники, названная литографией, уже ко второй его четверти получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся и самые ранние экспонаты выставки, посвященной русскому литографированному портрету, – листы альбома «Гравюры на камне, выполненные в Санкт-Петербурге в ноябре 1816 года».

Уже к 1830 году фонд портретных литографий Зимнего дворца насчитывал более 700 единиц. Сегодня эрмитажная литографическая коллекция является одним из самых значительных российских музейных собраний. Что и позволяет музею представить искусство литографии максимально полно – в его развитии, эволюции, меняющейся эстетике.

Фото: С САЙТА МУЗЕЯ
shadow Хрестоматийные портреты Ермака и Петра I, созданные мастером жанровых сцен из крестьянской жизни Алексеем Венециановым, соседствуют с автопортретами художника-баталиста Александра Орловского. И Венецианов, и Орловский в числе первых российских художников обратили свои взоры на возможности литографической техники. Их работы отличает лаконичность внешней формы и потрясающая внутренняя глубина. В череде пленительных женских образов – княгиня Голицына с дочерьми (литография Александра Брюллова), рано умершая актриса Александринского театра Варвара Асенкова в роли Эсмеральды (цветная литография Пьера-Луи Граведона с акварельного портрета Владимира Гау), последовавшая вслед за супругом в сибирскую ссылку жена декабриста Муравьева – Александра (литография Александра Василевского)…

«Я знаю, я не проживу долго, – записала в своем дневнике Паула Модерзон-Бекер – главная героиня экспозиции, демонстрирующей творчество художников Ворпсведе. – Но разве это печально? Разве праздник станет лучше, если он будет долгим? И моя жизнь – праздник, краткий, интенсивный праздник…» Судьба художницы – это судьба женщины, сумевшей вопреки бытовавшим в XIX столетии предрассудкам отстоять свое право на систематические занятия живописью. Ее жизненный путь действительно оказался коротким – в 31 год художница умерла от эмболии. Однако за неполные 14 лет творческой деятельности Паула создала несколько сотен полотен, около тысячи рисунков и 13 офортов. А значит, можно верить, что сбылось ее собственное «пророчество»: «И если до того, как я уйду, во мне еще расцветет любовь, и если я напишу три хороших картины, то тогда я уйду спокойно с цветами в руках и волосах». Наряду с рисунками (среди которых ее ранние работы «Лодка на болоте» и «Голое дерево на фоне пейзажа») и офортами на выставке представлены пейзажные наброски супруга Паулы Отто Модерзона. А также работы Фрица Макензена, Ганса ам Энде, Фрица Овербека и Генриха Фогелера – художников, основавших «ворпсведскую колонию» и сумевших проникновенно воспеть девственную прелесть природы и непостижимую гармонию мироздания.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 октября 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: