Главная / Газета 29 Августа 2012 г. 00:00 / Культура

Осенние плоды на Лидо

Сегодня открывается Венецианский кинофестиваль

ЕЛЕНА ПЛАХОВА, Венеция

От Венецианского фестиваля, который продлится 11 дней, киноманы ждут художественных потрясений и впечатлений, а бизнесмены – выгодных продаж. Похоже, и те и другие правы.

shadow
Фестиваль в Венеции – старейший в мире и отмечает свое 80-летие. К этой дате приурочена ретроспективная программа «80!», одной из изюминок которой станет фильм Юлия Райзмана и Дмитрия Васильева «Последняя ночь», снятый в 1937-м. Этот год стал рубежным: до него советские фильмы приветствовались и награждались в Венеции, но потом муссолиниевский режим сделал ставку исключительно на свою союзницу Германию. И после войны фестиваль, проводимый на Лидо, слишком сильно зависел от политической моды. Именно по этой причине там так часто меняются фестивальные директора. Последняя смена произошла не далее как в этом году: Марко Мюллера, руководившего фестивалем восемь лет, сменил Альберто Барбера.

Когда-то они были друзьями, а потом оказались соперниками. Барбера уже возглавлял Венецианский фестиваль в начале нулевых, но был смещен со своего поста с приходом к власти Сильвио Берлускони. Теперь произошла обратная рокировка. Венеции предстоит серьезно конкурировать с Римским фестивалем, поскольку туда ушел куратором не кто иной, как Марко Мюллер, известный своими большими амбициями. Нет сомнений, что несколько громких картин (в их числе новый фильм Квентина Тарантино) пройдут премьерами в Риме – на фестивале, который состоится в ноябре. Выдержит ли Италия – страна, пребывающая в финансовом кризисе, – два крупномасштабных фестиваля, проходящих с интервалом всего в два месяца? Откуда наберется для них необходимое количество качественных фильмов? Ведь осенние плоды мирового кинематографа не безграничны.

Но если отвлечься от политики, чистой конкуренции и охоты за громкими именами, речь идет о чем-то более существенном – о соревновании художественных программ. Альберто Барбера решил сделать фестиваль меньше по объему, но при этом попытаться возродить рыночные механизмы, которые никогда по-настоящему не работали в Венеции. Удастся ли ему это – открытый вопрос, но первые шаги уже предприняты. Зато явно удалось сократить программу, которая, во всяком случае на бумаге, выглядит весьма емко и привлекательно.

В конкурсе участвует картина Кирилла Серебренникова «Измена».
КАДР ИЗ ФИЛЬМА
shadow В конкурсе собраны фильмы режиссеров, чьи имена гипнотически действуют на фанатов кино: Терренс Малик («К чуду»), Брайан де Пальма («Страсть»), Пол Томас Андерсон («Мастер»), Такеши Китано («Беспредел-2»), Ким Ки Дук («Пьета»). Но это еще не все. Будет также новый фильм Гармони Корина «Отвязные каникулы» и вторая часть трилогии Ульриха Зайдля «Рай: вера» (первая только что вышла на российские экраны). Еще один интригующий фильм называется «Линии Веллингтона»: он был задуман покойным Раулем Руисом, но осуществлен его вдовой Валерией Сармиенто в жанре исторического эпоса с целой когортой европейских звезд.

Вне конкурса будут представлены новые работы Роберта Редфорда, Амоса Гитая, Спайка Ли, Лилианы Кавани, Сюзанны Биер, а также 103-летнего португальского старейшины Мануэля ди Оливейры («Габо и тень» с Жанной Моро и Клаудией Кардинале). Майкл Чимино прибудет в Венецию на премьеру отреставрированной копии фильма «Врата рая» и будет удостоен приза за вклад в кинематограф. Другую почетную награду получит выдающийся итальянский режиссер Франческо Рози. А жюри конкурса возглавит классик американского жанрового кино Майкл Манн.

Российское кино теперь опять в фаворе на Лидо. В прошлом году здесь победил «Фауст» Александра Сокурова, а девять лет назад – «Возвращение» Андрея Звягинцева. На сей раз наш кинематограф представит в конкурсе фильм Кирилла Серебренникова «Измена». Это история двух, точнее, даже трех супружеских пар, судьбы которых переплелись самым роковым образом. Вне конкурса будет показан фильм «Антон тут рядом» о трудной жизни мальчика-аутиста и его родителей. Автор этой очень личной доку-драмы – кинокритик Любовь Аркус, дебютировавшая в роли режиссера. В программе «Горизонты» представлена новая работа Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Если Серебренникова будут сравнивать со Звягинцевым, то тут скорее вспоминаются «Бумер» и «Сталкер». Но, конечно, это очень далекие параллели, поскольку метафора России и современной цивилизации получилась сугубо балабановская. Чем она и прекрасна.

Опубликовано в номере «НИ» от 29 августа 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: