Главная / Газета 7 Августа 2012 г. 00:00 / Культура

Фортепиано под аккомпанемент океана

На севере Испании прошел один из наиболее значительных конкурсов пианистов

НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Сантандер (Испания)

Сегодня поздно вечером станет известно имя победителя XVII Международного конкурса пианистов Paloma O’Shea Santander – одного из наиболее авторитетных и интересных в музыкальном мире. Конкурс этого года, проходивший на севере Испании, в столице Кантабрии городе Сантандере, примечателен тем, что из 20 молодых музыкантов-участников семь – россияне. Правда, только один из них – выпускник Московской консерватории имени Чайковского Самсон Цой – сумел дойти до полуфинала, но в финал, к сожалению, не попал.

Дворец в испанском городе Сантандер, где проходит фортепианный конкурс.<BR>Фото: НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА
Дворец в испанском городе Сантандер, где проходит фортепианный конкурс.
Фото: НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА
shadow
За первую премию и золотую медаль конкурса боролись две пианистки (А Руем Ан из Южной Кореи и Тамар Берая из Грузии) и пианист Янош Палойятай из Венгрии. Грузинская пианистка выбрала для финала Пятый концерт Бетховена («Император»), венгр играл концерт ля-минор Шумана, а кореянка исполнила Второй концерт Рахманинова. Пианисты выступали в сопровождении Мадридского симфонического оркестра (оркестр Королевского театра Испании), которым дирижировал маэстро Хесус Лопес Кобос.

К тому, что россиян всегда много на любых международных музыкальных конкурсах, все в мире привыкли. Но чтобы было настолько много (больше трети конкурсантов) и чтобы при этом ни один из них не дошел до финала – случай весьма парадоксальный. Но, как говорится, конкурс есть конкурс. Впрочем, в кулуарах говорили о том, что некоторые члены жюри включили в список финалистов Самсона Цоя, а не его соперниц, с которыми он выступал во втором полуфинале 4 августа (первый состоялся накануне, 3 августа, и в нем выступили два музыканта из Венгрии и один итальянец), но в конечном итоге по сумме набранных баллов и, по мнению большинства, в финал вышли другие. С выпускником Московской консерватории злую шутку сыграли его фамилия и происхождение. По какой-то непонятной причине организаторы конкурса включили его в список конкурсантов не как представителя России, а как южнокорейца. Музыкант несколько раз пытался объяснить, что произошла ошибка, что он россиянин и по рождению, и по паспорту, но увы – испанцы то ли не поняли, то ли не захотели понять и вникнуть в детали, и в результате во всех программах и буклетах Самсон Цой фигурировал как участник от Южной Кореи. Возможно, это и помешало ему обойти в полуфинале действительную представительницу (читайте: гражданку) Южной Кореи – члены жюри никак не могли бы пропустить в финал сразу двух представителей одной страны. Это не спорт, а искусство, и здесь на конечную оценку влияет очень много факторов, причем далеко не всегда объективных.

Виртуозность, музыкальность и индивидуальность исполнения оценивали по тому, как шесть вышедших в полуфиналы пианистов преподнесли зрителям и жюри концерты для фортепиано с оркестром великого Моцарта. Он один из наиболее сложных для исполнения композиторов: когда исполняется его гениальная музыка, слышна малейшая неточность, малейшая вольность, интерпретировать надо очень-очень уважительно. Жюри фортепианного конкурса в Сантандере всегда отличается профессиональной компетентностью и авторитетом в мире классической музыки. Среди членов жюри нынешнего конкурса такие знаменитые пианисты, как американец Гарри Граффман, первыми учителями которого были выходцы из России, Елизавета Лионская (дружившая и не раз выступавшая со Святославом Рихтером), Олег Майзенберг. У обоих сложилась блестящая карьера на Западе, Лионская и Майзенберг давно живут в Австрии, в Вене.

Конкурс в Сантандере основан в 1972 году, проходит раз в четыре года, и в этом году он был посвящен известной испанской пианистке Алисии де Ларроча, виртуозно исполнявшей Моцарта, испанскую и латиноамериканскую музыку. Алисия начала учиться музыке с трех лет, а первую свою запись – две небольшие пьесы Шопена – она сделала, когда ей было всего девять. Много лет Алисия де Ларроча была большим другом конкурса в Сантандере, возглавляла жюри, но в 2009 году великой испанской пианистки не стало. Конкурс основан и проводится на деньги одной из богатейших семей Испании – основателей и владельцев банка «Сантандер». Патронессой конкурса является сестра короля Испании Хуана Карлоса I инфанта Маргарита.

Конкурс начался еще 25 июля и проходил в несколько этапов.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 августа 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: