Главная / Газета 7 Августа 2012 г. 00:00 / Культура

Волейбол с рогами

Концерты Культурной олимпиады в Сочи помогают нашим спортсменам выигрывать в Лондоне

МАЙЯ КРЫЛОВА, Сочи

Будущие зимние Олимпийские игры в Сочи предваряются масштабным проектом – Культурной олимпиадой, которая проходит в городе с 2010 года. Тот год стал в Сочи годом кино, прошлый посвятили театру, а будущий отдадут музеям. В нынешнем же году в городе царит музыка. В августе здесь высадился мощный десант из Москвы и Петербурга, включавший солистов оперы Большого и Мариинского театров, солирующих скрипача с пианистом (оба – призеры Конкурса имени Чайковского) и два оркестра. Эти гастроли не только украсили афишу города, но и опровергли парочку культурных мифов.

Весьма ярким было выступление Вероники Джиоевой из Большого театра и Екатерины Сергеевой из Мариинки.<BR>Фото: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОЕКТА
Весьма ярким было выступление Вероники Джиоевой из Большого театра и Екатерины Сергеевой из Мариинки.
Фото: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ПРОЕКТА
shadow
Миф номер один: в курортном месте в разгар сезона никто не придет на концерт классической музыки. Но Зимний театр все дни был заполнен. Правда, отдыхающих среди публики было действительно немного – видимо, море и солнце оказались сильнее пленительных аккордов. Зато жители Сочи проявили к проекту большой интерес. И тут возникает миф номер два: летом на юге нужно исполнять только музыкальные хиты, иначе «народ не поймет». Например, оперный концерт должен включать арию Ленского перед дуэлью, хабанеру Кармен и куплеты Тореадора из той же оперы, песнь Роберта из «Иоланты» («Кто может сравниться с Матильдой моей...») и непременную парочку неаполитанских песен на десерт. А если речь идет о симфоническом концерте, то без Первого фортепианного концерта Чайковского не обойтись. Все перечисленное входило и в нынешний проект и действительно было встречено горячо. Но ведь и менее известное болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди, как и, к примеру, не столь уж раскрученный романс молодого цыгана из «Алеко», на концерте тоже имели успех. Нет сомнений, что и более сложная программа концертов вполне прошла бы на ура.

Вообще, ставка на хиты – вещь не столь очевидная. Парадокс, но, именно эксплуатируя известные названия, в не очень большом городе можно потерять аудиторию. Первый концерт Чайковского в Сочи всего три недели назад играл Денис Мацуев. И надо поблагодарить городских слушателей, что они пришли на то же самое еще раз. Тем более что в Зимнем театре во время гастролей классическую музыку играли с подзвучкой, без которой тут, видимо, не обойтись: акустика здесь оставляет желать лучшего и в зале есть совсем «глухие» места.

Не все участники проекта выступили безупречно, но трехдневный проект подарил несколько действительно ярких моментов, которые были связаны с голосами двух превосходных певиц – Вероники Джиоевой из Большого театра и Екатерины Сергеевой из Мариинки. Они были хороши и порознь, и в дуэте, в том числе и визуально, когда жгучая брюнетка Джиоева оттеняла яркую блондинку Сергееву, а сопрано первой, известное яркими низами, эффектно встречалось с высокими меццо-сопрановыми трелями второй. Внушительный баритон питерца Алексея Маркова поведал о любви Елецкого из «Пиковой дамы». А волшебная скрипка молодого маэстро Сергея Догадина заставила позабыть о духоте сочинского лета. Догадин играет на инструменте итальянского мастера Гваданини, изготовленном в 1758 году, и извлекает из недр старинного устройства звуки, с ювелирной точностью балансирующие на золотой середине между виртуозностью и эмоциональностью. Его трактовки Вивальди (концерт «Лето» из «Времен года»), Сен-Санса («Интродукция и Рондо каприччиозо») и Сарасате («Цыганские напевы») поддержал Симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Михаила Татарникова.

Множество зрителей привлек концерт Российского рогового оркестра на открытом воздухе, на 100-метровой сценической площадке с огромным экраном, установленным у Южного мола, рядом с Сочинским морским вокзалом. На сцене играл коллектив, о котором пишут как об уникуме, возродившем традиции роговой музыки XVIII века: роговой оркестр в свое время придумали для услаждения императрицы Елизаветы Петровны. Каждый рог может издавать лишь одну ноту, что не мешает дирижеру Сергею Поляничко выбирать сложные произведения: в программе были не только военные марши 1812 года, но и Бах. На экран в это же время транслировался волейбольный матч с лондонской Олимпиады, и трудно было понять, кому предназначены аплодисменты публики – музыкантам или российским волейболистам, боровшимся с командой США. Когда финал рогового концерта увенчался знаменитым «Болеро» Равеля, в лондонском матче произошел перелом: проигрывавшие вначале россияне стремительно начали набирать очки и в итоге выиграли. То же самое, по рассказам сочинцев, произошло несколько дней назад, когда на Южном молу играл «Терем-квартет», а на экран транслировался матч наших с бразильцами. Просто мистика какая-то. И не говорите после этого, что культура не имеет материальной силы.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 августа 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: