Главная / Газета 31 Июля 2012 г. 00:00 / Культура

Выставка идей

В Северной столице демонстрируются «исходники» вошедших в историю монументов

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

Творческую кухню скульпторов приоткрыл на проходящей в Михайловском замке выставке «Эскиз, этюд, модель» Русский музей. Исходные и предварительные варианты подчас известных, подчас так и не реализованных памятников, скульптур, станковых и монументально-декоративных пространственных композиций представлены в виде своего рода цепочки от замысла к воплощению. Порой цепочка обрывается, порой ее первые звенья практически не соединимы в единое целое с последними.

С. Орлов. Проект памятника Юрию Долгорукому. 1947–1950 гг.
С. Орлов. Проект памятника Юрию Долгорукому. 1947–1950 гг.
shadow
Эскиз – авторское размышление на тему будущего творения: набросок, общие черты, основная пластическая идея. Этюд – произведение, выполненное с натуры для ее изучения. Модель – завершенный проект, образец, в полном соответствии с которым будет изготовлен финальный объект. Материализация набросков и пластических опытов в цельные создания показана на примере работ российских мастеров, творивших в минувшем столетии, – Паоло Трубецкого, Анны Голубкиной, Ивана Шадра, Веры Мухиной, Александра Матвеева и некоторых других.

Произвольно выставку можно разделить по признаку конечной завершенности или незавершенности работ. «Завершенка» дает возможность проследить эволюцию замысла; произведения, сохранившиеся лишь на уровне «промежуточных звеньев» (в качестве эскизов и этюдов), приобретают в экспозиции несколько иное звучание, так как их продолжения нет и не будет. Так, в одном из залов представлены наработки к «Березке» – последнему оставшемуся незавершенным творению Анны Голубкиной. Тоненькая девушка с развевающимися на ветру одеждой и волосами была задумана как большая монументальная фигура в дереве. Не суждено было состояться и памятнику великому русскому ученому Ломоносову в прочтении ленинградского скульптора Константина Симуна. Проект памятника принимал участие в проходившем в 1982 году конкурсе и оказался, увы, в аутсайдерах. В то же время порой исходно вспомогательные произведения, как, например, установленный в Нью-Йорке эскиз композиции Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала», становились самоценными объектами.

Нестандартная судьба у памятника Дмитрию Шостаковичу. Его автор Александр Черницкий сделал в студенческие годы несколько зарисовок во время концерта, так как маэстро категорически отказывался позировать, и по этим наброскам вылепил портрет композитора, ставший этюдом к его дипломной работе. И только спустя несколько десятилетий (!) этот портрет лег в основу памятника, установленного во дворе дома по Кронверкской улице в Петербурге, где жил и работал Шостакович.

В рамках выставки представлены также пять существенно различающихся между собой эскизов и проект легендарной скульптурной группы Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Целый «мемориал» посвящен другому столичному монументу – памятнику Юрию Долгорукому. Все эскизы к этой работе хранятся в фондах Русского музея, и все они никогда и нигде не выставлялись. Получивший за свое произведение Сталинскую премию скульптор Сергей Орлов работал над проектом не один год: фигура Долгорукого была воплощена им в пяти разных вариантах, скрупулезно и тщательно отрабатывал мастер и отдельные фрагменты монумента.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 июля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: