Главная / Газета 23 Июля 2012 г. 00:00 / Культура

«Надо уметь высоко летать и уметь низко падать, но не ползать»

Актер Богдан Ступка

Ангелина ГЛЕБОВА

Богдан Ступка не раз становился гостем «Новых Известий». Сегодня мы публикуем одно из последних интервью, которое артист дал нашей газете в начале 2010 года. Поводом для разговора послужила награда «Золотой орел», обладателем которой Богдан Сильвестрович стал за «Лучшую мужскую роль» в фильме «Тарас Бульба».

– Богдан Сильвестрович, вы сыграли столько великих людей, что, наверное, и над образом Тараса Бульбы вам легко работалось?

– Как сказать… По-человечески я не мог понять Тараса, и в этом было главное препятствие в работе над ролью. Я не смог бы его простить, поскольку убить свое дитя – для меня за гранью добра и зла.

– Не было желания отказаться от роли?

– Нет, потому что я верил в свое мастерство. Ты берешь Гоголя, Достоевского или Лесю Украинку, и возникают ассоциации. Классики пишут о сложных вещах – как реками льется кровь, как Иуда за 30 сребреников продал Христа, как Раскольников убил старушку-процентщицу, а ты черты этих персонажей находишь в жизни – у своих товарищей, которые тебя предают, обманывают, лгут. Конкретно из своей жизни вырываешь факт, воспоминание, обиду…

– А как складывалась работа над ролью олигарха Константы, которого вы сыграли у Занусси в фильме «Сердце на ладони»? Режиссер рассказывал, что выбрал вас на эту роль, потому что в его родной Польше нет олигархов, а вот в России и Украине они есть…

– И в Польше есть олигархи, только Занусси, наверное, их не знает. Мне было все равно, насколько богат мой герой. Я играл человека, а не олигарха. Мне не важна его профессия, род деятельности, а важны поступки, мотивации, направление мыслей. Я понимал, что двигало моим героем в фильме «Сердце на ладони», – отчаянная попытка спасти свою жизнь. В этом фильме, кстати, со мной снимались сын и внук, правда, в небольших ролях – охранников моего героя.

– На Украине сейчас выборная гонка, и наверняка вы наблюдаете за борьбой главных кандидатов на пост президента?

– Я не люблю политику. Все говорят, что это тонкая вещь, но, видимо, эта тонкость меня и отталкивает. Знаете, как в анекдоте: встречаются два кума, один разбирается в политике, другой нет. И этот второй от злости ему говорит: «Ты можешь мне объяснить, что такое политика?» – «А ты видел, как комар писает?» – «Нет». – «Так вот политика – это еще тоньше».

– Одна из претендентов на пост президента Юлия Тимошенко. Как вы относитесь к женщинам-политикам, да и вообще к успешным женщинам?

– Все в мире относительно. Что в вашем представлении успешная женщина – хорошая мать, участница дефиле или актриса в сериале? Быть матерью, вырастить детей, сохранить семью – это главный успех. У нас модно быть успешной женщиной, то есть с властью, деньгами, связями, но мода проходит, а семья, дети, родители – вечные ценности.

– На ваш взгляд, что необходимо для того, чтобы в наше время снять кино, которое останется в истории?

– Нельзя делать плохие фильмы, а таких сейчас много. Многие ринулись в кино, решив, что это очень просто и доходно. А еще бизнесмены говорят горе-режиссерам: «Ты сними мою жену или меня самого – я дам денег». Но кино – сложная и тяжелая работа. Наш актерский труд, равно как и труд режиссеров, сценаристов, операторов, не легче, чем у шахтера. Фильм должен затрагивать душу и сердце. Если ты пробился хотя бы чуть-чуть к человеку, это уже чего-то стоит. Но достичь такого результата очень непросто. Обожаю Чехова, которого можно играть всю жизнь, и не надоест, потому что у него в текстах нет «формул» и готовых решений. Для меня в искусстве самое главное не спецэффекты, а отношения между людьми. Но включи телевизор – на одном канале стреляют, на другом – убивают, на третьем – рассказывают про грабежи и мошенничество. Поэтому надо побольше снимать фильмов, в которых затрагиваются моральные отношения между людьми. Еще необходимы фильмы для детей, а их вообще нет.

– Олег Янковский когда-то на пресс-конференции сказал, что в его биографии есть плохие фильмы и плохие работы. Вправе ли актер говорить вслух о своих неудачах – ведь легенда должна создаваться при жизни?

– Олег Иванович был очень ироничным человеком и наверняка сказал о своих промахах не без доли юмора. В жизни каждого человека и, разумеется, актера есть и взлеты, и падения. Думаю, что надо уметь высоко летать и уметь низко падать, но не ползать. Сейчас называть свои неудачи в творчестве не хочу, наверняка вы и сами их знаете. Но для меня высший пилотаж в профессии – это мастерство перевоплощения, которому я обучаю своих студентов в театральном институте. Перевоплощение – самое трудное и самое верное, что есть и будет в актерской профессии. Это умел делать Анатолий Папанов, как в кино, так и в театре. Я много раз смотрел его работы, пытаясь понять и даже подражать – как это ему удается. И если перевоплощение актера на сцене еще возможно, то в современном кино, увы, все реже.

Опубликовано в номере «НИ» от 23 июля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: