Главная / Газета 12 Июля 2012 г. 00:00 / Культура

Фотография, преобразующая мир

В Петербурге выставлены работы известного филантропа и защитника окружающей среды

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка работ Говарда Баффетта – общественного деятеля, защитника дикой природы и мецената. Баффетт – знаковая фигура в мире современной фотографии. «Я полагаю, что фотографии могут преобразовать пустые слова в неоспоримые истины», – утверждает он, настойчиво демонстрируя миру парадный фасад и изнанку жизни и смерти, конформизма и равнодушия, политических решений и военных конфликтов. Главная черта окружающего мира, по Баффетту, – его неоднозначность, главный посыл творчества фотохудожника – гуманизм.

«Завтрак. Эфиопия».
«Завтрак. Эфиопия».
shadow
Эпиграфом к экспозиции в Мраморном дворце вполне могли бы стать слова жившего в Петербурге в XIX веке профессора ботаники Андрея Бекетова: «Любовь не только к одному человечеству, но и ко всему живому... вот высшее проявление этого благородного атрибута нравственно развитого человека – гуманности». Фотографии Баффетта – не плоские наброски: объехавший более сотни стран и побывавший во многих закрытых для посторонних глаз уголках земного шара «светописец» умеет вскрыть внутреннюю суть явлений. Баффетт не интерпретирует мир, а лаконично отражает квинтэссенцию факта, мысли и эмоции, вне зависимости от того, что попадает в объектив его фотоаппарата – человек, животное или рассеивающийся лунный свет.

Последовательно и активно защищая окружающий мир от грубого человеческого вмешательства, Баффетт «разглядел» однажды боль и отчаяние в глазах самого человека, подчас ничуть не меньше нуждающегося в защите. Посол ООН по борьбе с голодом в рамках Всемирной продовольственной программы, обладатель премии Уилла Оуэна Джонса «Выдающийся журналист года» на стыке веков, Говард Баффетт открыл Частный семейный фонд, занимающийся улучшением уровня и качества жизни наиболее бедных и маргинальных групп населения. Стремится он привлечь внимание общественности к находящимся на гране выживания народам и своим творчеством.

Экспозиция состоит из нескольких разделов: «Коренные народы», «Портреты», «Иммиграция», «Конфликт», «Беженцы», «Голод», «Нужда», «Продовольственная помощь», «Вода», «Сельское хозяйство», «Пейзажи», «Дикие животные» и «Забавные животные». Сходные по колориту, энергии и композиции снимки складываются в документальное повествование, принцип которого – «жизнь как она есть». Но Баффетт – не равнодушный наблюдатель чужих бед и лишений: его камера не бесстрастна, а держащая ее рука не только фиксирует, но оказывает помощь. Самые страшные кадры – из цикла «Голод». Открывающая экспозицию головка младенца, прижавшегося к высохшей материнской груди и заходящегося в безмолвном крике («Отчаянная нужда». Эфиопия, 2008), – не только символ непреходящего отчаяния, но и изнаночная сторона наращивающего объемы общества потребления. Прозрачные от худобы дети со вздувшимися животами, словно окаменевшие скорбные женщины – «Утешительное объятие» (Эфиопия, 2008); «Пустой желудок» (Уганда, 2007); «Последний вздох» (Гана, 2000), «Без надежды» (Гана, 2000) – немой укор нашей «цивилизованности», миру, в котором безжалостно наступающая на хрупкого мышонка огромная кошка лишь повинуется природному инстинкту («Последняя битва». США, 2004), а представители «человека разумного», обрекающие на боль и унижения закованного в железо ребенка («В неволе». Сенегал, 2001), сознательно творят зло.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 июля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: