Главная / Газета 20 Июня 2012 г. 00:00 / Культура

Еще одно измерение жизни

В столице показывают работы «Бубнового валета»

КАРИНА ЗАВИДОВА

В Москве открылась выставка работ объединения «Бубновый валет», которое было основано в 1911 году после выставки с тем же названием. В двадцать первый век ворвались буйство и цвет с картин художников начала двадцатого. Полотна, написанные в 1900–1920-е годы, и сейчас выглядят свежо и современно, тем более что большинство из них москвичи увидели впервые – специально для выставки была собрана внушительная подборка картин из многих музеев разных городов России.

П. Кончаловский. «Натюрморт. Книги». 1916 г. Фото Елены МИХАЙЛОВОЙ
П. Кончаловский. «Натюрморт. Книги». 1916 г. Фото Елены МИХАЙЛОВОЙ
shadow
Большое внимание уделяется на выставке полотнам, привезенным из усадьбы «Абрамцево». Машков, Кончаловский и Лентулов творили в окрестностях этой усадьбы, и тема «природа, увиденная художником», как никогда уместна в центре мегаполиса. Эта коллекция, представленная в Москве, должна стать поводом посетить усадьбу и посмотреть коллекцию изобразительного искусства, хранящуюся там, и открыть для себя неизвестные работы признанных мастеров.

Эта выставка замечательна тем, что на ней помимо работ хорошо известных участников объединения также представлены работы художников, которые были популярны в свое время, а сейчас неизвестны широкой публике, например Вениамин Эйгес, Алексей Моргунов, Виктор Барт и некоторые другие.

Центральное полотно выставки – «Купание красной конницы» Петра Кончаловского. Огромная картина занимает собой стену зала целиком, и создается впечатление, что никакой стены вовсе нет, а есть выход в другое пространство – пространство живописи. Люди и кони объединены цветом, светом, манерой изображения – создается ощущение спокойной, уверенной силы. Мощь мастерства и свобода творчества – то, что было главным в творчестве этих художников, и безусловно образы, созданные ими, мощны и жизнеспособны в любую эпоху.

Режиссер Юрий Норштейн на открытии выставки. Фото Елены МИХАЙЛОВОЙ
shadow Выставка получилась насыщенной и гармоничной одновременно – этому способствует и само выставочное пространство, соответствие интерьеров искусству, которое в них выставляется. В галерее «Дом Нащокина» в красивом старинном особняке в самом центре Москвы живопись «Бубнового валета» смотрится очень органично. Уют самого места усиливает эффект от ярких цветовых пятен в живописи – тут как никогда уместно слово «эклектика». Внешнее спокойствие особняка скрывает интерьер, в котором стены верхнего зала покрашены в яркие цвета авангарда, а в нижнем зале – кирпичные своды, приглушенное освещение, расписная мебель.

Цветы, написанные на холсте, сочетались с живыми цветами в зале – на открытие публика собралась просвещенная: проходя мимо картины Кончаловского, кто-то вздыхает: «Сезаннисты!» Кто-то, спускаясь по лестнице, делится впечатлениями: «Там копченая рыба, от нее запах идет! Настолько экспрессивно!» – это о «Натюрморте с глухарем и рыбами» Машкова, который действительно никого не оставляет равнодушным.

Посмотреть на искусство начала двадцатого века пришли и те, кто «делает» искусство сегодня. Известный режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн отметил, что прежде не видел и трети этих работ. А искусствовед и историк культуры Паола Волкова рассказала о том, какими были эти невероятно энергичные и сильные люди, которые «в России создали живопись», люди, ставшие писать яблоко не как яблоко, а как живописную сущность, и продававшие свои полотна по изначально высокой цене, потому что живопись – не просто холст, а истинная ценность, потому что «искусство – это еще одно измерение жизни».

Опубликовано в номере «НИ» от 20 июня 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: