Главная / Газета 6 Июня 2012 г. 00:00 / Культура

Чей туфля?

Михаил Шемякин сделал обувь предметом искусства

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

Научно-исследовательская и художественная экспозиция «Башмак в искусстве» проходит в Петербургском фонде Михаила Шемякина. И речь здесь вовсе не об искусстве дизайнера, как можно подумать, увидев афишу и не вдаваясь в подробности. «Башмак в искусстве» – это и искусство через призму башмака, и ненавязчиво приоткрытая «дверь» в психологию творца, наделяющего утилитарный предмет экспрессией и чувственностью.

shadow
Михаил Шемякин гениально преобразовал и материализовал идею французского писателя и культуролога Анри Мальро, задумавшего рассказать историю искусства через историю конкретного предмета или символа. Герой французского Сопротивления, идеолог Пятой республики и министр культуры в правительстве генерала де Голля Мальро был человеком в высшей мере незаурядным и «изменчивым» (после Второй мировой войны художественному творчеству предпочел общественную жизнь), поэтому не удивительно, что такими же нестандартными были и его идеи. Как, собственно говоря, и то, что его собственной перенасыщенной событиями жизни не хватило на реализацию каждой из них.

Ключом к нынешней экспозиции Михаил Шемякин называет американскую песню «Башмаки не созданы для ходьбы». Впрочем, если обратиться к созданному художником «Воображаемому музею», окажется, что столь же не ограничены своим прямым предназначением и иные «субъекты»: в разработке у Шемякина около 700 тем («Рука в искусстве», «Стул в искусстве», «Монстры в искусстве» и так далее).

Выставка расположилась на двух этажах и просмотр (поднявшись по скрипучей деревянной лестнице, которая сама по себе кажется «артефактом») целесообразнее начинать со второго, Исторический раздел включает раритеты из коллекции Михаила Шемякина. Чего стоят одни только гигантские соломенные калоши немецких солдат времен Второй мировой войны или не менее «масштабные» сапоги французского почтальона (в XVIII веке в них «влезали» не снимая обуви), и собственно научно-исследовательский экскурс в «жизнь» башмака. Изображения (экспонируются фотографии) размещены по кругу и в определенной последовательности: «Портрет башмака», «Башмак с загнутым носом», «Башмак на голове», «Башмак как надгробие», «Расписной башмак», «Башмак-сапог как символ», «Современные проявления башмака» и «Влюбленный башмак». Ван Гог, Тулуз-Лотрек и Питер Брейгель органично соседствуют с Энди Уорхолом и Ребеккой Уоррен, а изящные башмачки (майолика, XVII век) с грубоватыми сабо (с изображением человеческого лица), относящимися к XIX столетию. Любовным «томлением» охвачены похожие на лягушек глазастые резиновые сапожки (С. Экхох), а «крылатый», словно соскользнувший с ноги вестника олимпийских богов Гермеса башмак (А. Патнам.) кажется пребывающим в глубокой задумчивости.

Авторские фотографии Михаила Шемякина и несколько работ художника из серии «Натюрморт с туфлей» заключены в отдельное пространство – условную черту разделяющую «верхнюю» и «нижнюю» части экспозиции. Первый этаж демонстрирует творчество современных художников (живопись, графика, арт-объекты), произведения которых были отобраны мастером специально для участия в выставке по «анонимному» принципу (фамилий соискателей Шемякин не знал). Есть здесь и уютно «устроившаяся» на подоконнике «зебра-обувь» и целый «склад» небрежно брошенных в угол разукрашенных яркими красками башмачков-туфелек, навеянные поэзией Иосифа Бродского работы в смешанной технике (Н. Григорьева), «Чердак сапожника» (В. Заруцкий) и даже целый театр – «Башмак-театр» (А. Татарко). Одним словом, полный спектр психофизических, культурологических и прочих сущностей, воплощенных в столь обыденном предмете.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 июня 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: