Главная / Газета 14 Мая 2012 г. 00:00 / Культура

Нереальность Дали

В итальянской столице демонстрируют, как жил и чем творил гений сюрреализма

ЕЛЕНА РЫЖОВА, Рим

В римском музейном комплексе Витториано проходит большая выставка работ Сальвадора Дали «Художник и гений». Составители масштабной ретроспективы произведений испанского сюрреалиста сделали акцент на итальянском периоде творчества художника. Экспозиция, состоящая из живописи, графики, а также редких архивных снимков и писем, погружающая в кошмары и фантазии Дали, в Риме демонстрируется впервые за последние 60 лет.

shadow
Выставку «Сальвадор Дали», которая проходила осенью минувшего года в ГМИИ имени Пушкина, за 11 недель работы увидели 270 тыс. зрителей, что для музея стало абсолютным рекордом посещаемости. В Москву привозили почти три десятка живописных полотен, демонстрирующих разные периоды творчества Дали, около сотни графических работ, в частности иллюстрации к роману Сервантеса «Дон Кихот» и к автобиографии «Жизнь Бенвенуто Челлини», а также архивные фотографии (подробнее читайте в «НИ» от 05.09.2011). Вплоть до последнего дня работы выставки очередь из желающих лицезреть творчество испанского сюрреалиста уходила далеко за пределы территории Пушкинского.

В Риме, конечно, комплекс Витториано штурмом не брали, но минут пятнадцать простоять в очереди на вход все же пришлось. Экспозиция «Художник и гений», подготовленная совместными усилиями фонда Gala-Salvador Dali в Фигерасе, музеев королевы Софии и Тиссен-Борнемисса (Мадрид) и музея Бойманса Ван Бенингена (Роттердам) дает наиболее полное представление как о творчестве испанского художника, так и о его личной, точнее, выставленной на всеобщее обозрение скандальной жизни. Кстати, в отличие от московских музейщиков, попытавшихся слегка нивелировать эксцентричную натуру Дали, «приглушив» ее спокойствием античных слепков, устроители римской выставки позволили зрителям как следует насладиться гениальным безумием художника.

«Архитектурный Анжелюс Милле», 1933 г.
shadow Едва переступив порог музейного комплекса, зрители попадают в причудливый и невероятный, как полотна Сальвадора Дали, мир. Абсолютно темный коридор, по периметру которого в хаотичном порядке вспыхивают экраны. На них – эпизоды из интервью художника, документальные съемки. Далее – целый раздел, посвященный разным ипостасям знаменитых усов Дали. На огромных снимках русско-американского фотографа Филиппа Хальсмана растительность художника то топорщится, как усы кота Базилио, то скручивается в знак бесконечности, то предстает в виде шпажек, украшенных с обеих сторон насаженными на них цветочками нарциссов…

Если для выставки в Москве подбирали самые известные образы Дали, то в Риме в дело пошло все – и ставшие хрестоматийными полотна с растекающимися часами и подпертыми распорками фигурами, и наброски, и закорючки, выведенные нетвердой рукой художника, страдающего на закате жизни болезнью Паркинсона, и снимки из разряда «Дали – суперстар». Целый раздел экспозиции позволяет проследить в работах художника «след» итальянского Возрождения в виде всевозможных цитат, копий, апелляций и просто «приветов». Любопытно, что устроители римской выставки, словно презрев правила и каноны (как это всегда делал гений сюрреализма), демонстрируют произведения каталонца в довольно причудливом порядке. Так, в одном из залов по соседству размещаются полотна «зрелого» Дали, Дали, ищущего себя, и Дали, стоящего на пороге смерти.

Среди знаменитых картин сюрреалиста – «Чувство скорости», «Пара с головой, полной облаков», «Затмение и растительный космос», «Архитектурный Анжелюс Милле» – обнаруживается весьма любопытное полотно – «Сравнительная таблица ценностей в соответствии с далианским анализом», которая содержит оценки различных художников по 20-балльной системе. Критерии, по которым Дали оценивает коллег по кисти, следующие: техника, вдохновение, гений, оригинальность, тайна, подлинность и проч. Выше всех художник оценил, помимо, разумеется, себя любимого, Леонардо да Винчи, Веласкеса, Рафаэля и Вермеера (эти двое вообще на грани гениальности – почти по всем показателям «двадцатки»). В то время как мэтры Бугро, Мондриан и Манэ были самонадеянно оценены почти по нулям.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 мая 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: