Главная / Газета 17 Апреля 2012 г. 00:00 / Культура

Артель имени прекрасного

Региональные музеи сообща выставили салонную классику

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В ивановском Художественном музее открылся передвижной проект «Русские художники Маковские». Специально для этой выставки свои запасы открыли семь «провинциальных» музеев – от Вологды до Рыбинска. Затея состоит в том, чтобы представить творчество династии Маковских, невероятно популярных художников второй половины XIX – начала ХХ веков. Если кто-то действительно хочет понять, что такое русское искусство, близкое народу, то лучшего места для этого просто не найти.

К. Маковский. «Дети господина Балашова», 1880 г.
К. Маковский. «Дети господина Балашова», 1880 г.
shadow
То что для наших региональных музеев серьезные выставки – почти непозволительная роскошь, объяснять, кажется, никому не надо. Дай бог, чтобы крыша не протекла и не накапало на экспонаты. Если в столице за арт-проектами стоят деньги спонсоров, которых пока еще греют вернисажные парады, то в Иванове или Костроме сотрудники музеев – это в первую очередь хранители, а в самую последнюю – шоумены и просветители.

Утеря всякого навыка устройства экспозиций видна и на «Маковских». Здесь просто развешены картины и гравюры по стенам. Без особого порядка и смысла: как говорится, на глазок. Произведения братьев Маковских перемешаны: вслед за умильным портретом аристократа идет уличная сценка, а потом сразу иллюстрации к Гоголю. Вычленить какой-то посыл из всего графическо-живописного месива невозможно. Просто собрали, что было в закромах, и показали. Благо перед входом зрители могут почитать биографическую справку о Егоре Маковском (основателе династии, родившемся в 1802-м), его трех сыновьях и дочери, которые все вместе превратились в желанных украшателей среднерусских гостиных и столовых.

Впрочем, уже сам факт такого сбора Маковских по музеям страны дорогого стоит. Последний раз эта фамилия громко прозвучала в Третьяковке, на эпохальной выставке «Пленники красоты» в 2004 году. Тогда главный музей осмелился показать «салонное искусство». То, к чему презрительно относятся искусствоведы, но то, что особенно нравится заказчикам и публике. Условно говоря, многочисленных Шиловых позапрошлого века: глянцевая живопись, красивые дети и женщины в кружевных платьях, всё ласкает взор и способствует пищеварению. В этом соцветии картины Константина Маковского (старшего из братьев) занимали первые позиции – такого льстеца надо еще поискать.

К. Маковский. «Портрет купчихи Е.С. Расторгуевой», 1885 г.
shadow Собственно, и в Иванове Константин затмевает всех братьев роскошью живописи. Местный «Парный женский портрет» или «Дети господина Балашова» из Рыбинска, портрет купчихи из Ярославля – вот апофеоз салонности. Цвета словно с жостовских подносов, мазок – от французских импрессионистов (благо все семейство активно впитывало «новые веяния»), общая композиция и отношение к модели – из журналов мод. И хотя Николай Крамской говорил, что Маковский-старший умеет «подбирать цвета как букет», сегодня такая икебана воспринимается исключительно с иронией.

Было бы заманчиво показать «внутренний семейный конфликт». Ведь младший брат Владимир пошел совсем в другом направлении – не в аристократические и купеческие особняки, а в народ. Он прославился остроумно схваченными жанровыми сценками. Замечательный эскиз из Костромы «На пароходе» – набор всех типов пассажиров на палубе волжского судна. Исключительная по тонкости работа «Иконописец» (Ярославль). Наконец, широко известная и растиражированная вещица «Без хозяина» (Ярославль) – парень-уборщик расселся в барском кресле и картинно закурил сигару (эдакий праздник жизни прислуги). Впрочем, при более пристальном рассмотрении оказывается, что Владимир был не менее салонен, чем его братец. Его произведения тоже созданы для украшения и умиления. Не случайно он несколько отстраненно общался с передвижниками: радикальный критический заряд – не для него. Народ не угнетаем, он такой, какой есть – пьяненький, недалекий, грязноватый. Но в этом, как ни странно, его прелесть. Что называется, национальный колорит. Той же народно-хороводной прелестью отмечены и пейзажи Николая и Александры Маковских.

Вот так и получается, что одно семейство очень чутко уловило «тренды и бренды» национального живописания. Она, живопись, делается для людей, для праздника, выступает тамадой на гуляньях – будь это застолье у генерал-губернатора или водочный пикник на волжском берегу. Живописец не должен отказываться от угощения: в конце концов краски замешиваются на масле.

Опубликовано в номере «НИ» от 17 апреля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: