Главная / Газета 3 Апреля 2012 г. 00:00 / Культура

Коллективный портрет

В Северной столице можно оценить состояние современного фотоискусства

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Мраморном дворце Русского музея открылась «Вторая фотобиеннале», посвященная современной фотографии. Первая часть проекта, стартовавшего в 2009 году, имела большой резонанс и привлекла демократическими «правилами игры»: единственным критерием отбора стало качество фотографий. На выходе получилось, что смешение профессионалов и любителей более объемно демонстрирует состояние современного фотоискусства.

«Июльский сон» Якова Огаркова «дышит» знойной романтикой.
«Июльский сон» Якова Огаркова «дышит» знойной романтикой.
shadow
На подготовительном этапе организаторы рассмотрели более двух тысяч заявок и отобрали 900 работ, 350 из которых и составили экспозицию выставки. «Лучших из лучших» в этом году выберет не жюри, а зрительское голосование. Выставка разделена на девять тематических блоков: «Сцена», «Повседневность», «Город», «Пейзажи», «Натюрморты», «Красота тела», «Лица», «Верующие» и «Воображаемое». Впрочем, тематика и техника существенно перекликаются, и деление оказывается весьма условным. Уже при беглом просмотре становится ясно, что «слабым звеном» оказались снимки с претензией на новизну формы и взгляда, сгруппировавшиеся в зале «Воображаемое». Стилистика «эксперимента» традиционно привлекательна для любителей эпатажа и нестандартных творческих высказываний, однако на деле выливается в банальность. Натужные интерпретации на чужие и до этого многократно эксплуатирующиеся открытия выделяет разве что выхолощенность. В общем, как гласит французская пословица, «пережеванное невкусно», а своим взглядом, прежде чем его демонстрировать, надо, по меньшей мере, обзавестись.

«Лестница» Дмитрия Морозова зовет на шопинг.
shadow В отсутствие яркого постмодернистского мироощущения на первый план закономерно вышли незамысловатое ретро и подлинность чувств. В разделе «Лица» лидируют отличающиеся естественностью композиции детские портреты. «Мальчик с котенком» Ольги Ингуразовой, «Сестра» Вячеслава Козлова, «Взгляд» и «Мадонна» Алены Балабановой покоряют выразительностью образов. Сочетание изысканности и незамысловатости завораживают в работе Дарьи Родиной «Спящая принцесса». Психологизм, минимальное увлечение деталями (лишь размытые линии-тени и резко вскинутый воротник) выгодно позиционируют великолепный портрет Константина Тублина «Писатель и революционер Эдуард Лимонов» – светлое пятно в череде сливающихся в единую массу надуманных и искусственно сконструированных образов. Любопытно и своевременно включение в блок «Лица» серии фотографий Антона Лялина «Портрет Африки» с изображениями животных.

Немало «живых» работ оказалось в разделе «Повседневность». Так, выполненная в эстетике неореализма фотография Якова Агаркова «Июльский сон» «дышит» зноем и романтикой, чувственна и лирична. Напоенный светом и радостью «Солнечный день» Елены Бровцевой – словно щемящая память о детстве. Мощный гуманистический посыл объединяет разные на первый взгляд работы Андрея Карпенко «Не одна» (старушка в окружении кошек) и Сергея Плотникова «Без будущего» (воспитанник дома ребенка). В целом, как и первая, «Вторая фотобиеннале» представляет не только множество ракурсов современной действительности, но и коллективный портрет «человека с фотоаппаратом» образца нулевых.

Опубликовано в номере «НИ» от 3 апреля 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: