Главная / Газета 21 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

Король-слепец

Киевляне показали этнический перформанс по мотивам шекспировской трагедии

СВЕТЛАНА ПОЛЯКОВА

Киевский центр современного искусства «Дах» привез в российскую столицу необычное музыкально-хореографическое прочтение «Короля Лира». «Король Лир. Пролог» – третья часть трилогии «Украiна мiстична», в которой худрук киевского театра «Дах» Влад Троицкий пытался выявить параллели между украинскими политическими и социальными реалиями нулевых годов и сюжетами шекспировских трагедий (в трилогию также вошли спектакли «Макбет. Пролог» и «Ричард III. Пролог»).

Актеры беззвучно двигаются в причудливых одеждах и «посмертных» масках.<br>Фото: GOLDENMASK.RU
Актеры беззвучно двигаются в причудливых одеждах и «посмертных» масках.
Фото: GOLDENMASK.RU
shadow
По сцене беззвучно двигаются актеры, лица которых плотно залеплены «посмертными» масками. Причудливые одежды порой напоминают одеяния жрецов таинственного культа, а иногда просто наводят ужас своей противоестественностью. По каким-то косвенным признакам среди этих человекоподобных смутно различаются шекспировские персонажи – Лир, ряженый с изысканной перверсией в детскую меховую шапочку-шлем, обрамляющую как иллюминатор сильно загорелую маску в черных очках «от Кота Базилио», зеленые галифе, с длинной золотой цепью на шее и с жестикуляцией репера. Или его безликие дочери в роскошных белых платьях поглощающие вместе с отцом подозрительный белый порошок на свадебном пиршестве…

Пантомима замедленных жестов сменяется дьявольскими плясками из маниакально повторяющихся па, персонажи, как шахматные фигуры, перемещаются в направлениях, будто предписанных культовой буддистской церемонией, потом вдруг, вооружившись шестами, показывают полугимнастический танец в традициях японского театра и венчают шесты масками-черепами поверженных противников, как на камлании в первобытном племени.

Спектакль Влада Троицкого не требует от зрителя ни политической грамотности, ни знакомства с Шекспиром – скорее только готовности принять правила игры и погрузиться в магический мир. А интрига в том, что первопричиной этого предтеатрального действа, а также его протагонистом является звук. Этнохаос группа «Дахабраха» (порождение того же киевского центра современного искусства «Дах»), угнездившаяся на приподнятой над сценой терраске, играет на протяжении всех полутора часов. И вносит еще одну фольклорно-этническую краску в этот культурный микст – исполняет аутентичную малороссийскую и русскую музыку в самой неожиданной аранжировке – от соула до рэпа. Славянские мелодии исполняются на таких нетрадиционных инструментах, как виолончель или автралийское диджериду, ритмы экзотических барабанов и трещоток погружают в медитативное состояние, тембр голосов солистов неправдоподобно насыщен. Группа «Дах» была создана при театре во время работы над постановкой «Макбет. Пролог», но давно стала самостоятельным творческим коллективом.

Ритуальные действа первобытных культур, из которых вышел театр, давали участникам возможность видеть иную, особую реальность и даже перемещаться в ней. Театру «Дах», привозившему в Москву в прошлом году спектакль «Царь Эдип. Собачья будка», удалось отправить отрешенного зрителя в такое путешествие еще раз.

Опубликовано в номере «НИ» от 21 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: