Главная / Газета 19 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

Неизвестные работы известного мастера

В Русском музее выставляют работы Карла Брюллова

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Определение «знаменитый» относится к творчеству и личности выдающегося российского живописца, «неизвестный» – к серии представленных в экспозиции работ. Принадлежащий фонду художественных ценностей «Атланта Арт» «Итальянский альбом» в России демонстрируется впервые. Рисунки и акварели, хранившиеся полтора столетия в семье графа Витгенштейна, удачно дополнены акварелями и сепиями из собрания Русского музея – с изображениями итальянских натурщиков в национальных костюмах.

«Чочара Рикка с корзиной», 1828–1829 гг.
«Чочара Рикка с корзиной», 1828–1829 гг.
shadow
Брюллов – художник хрестоматийный, потомками и современниками оцененный сполна. Поэтому и велеречивые строки поэта Евгения Баратынского «И стал «Последний день Помпеи для русской кисти первым днём!» (о монументальном и широко известном полотне живописца), отнюдь не преувеличение, скорее данность. Обладателя золотой медали по классу исторической живописи Петербургской кадемии художеств, создателя изумительных по колориту и образности портретов Карла Брюллова можно назвать эталонным представителем академизма и художником, счастливо сочетающим в своем творчестве «манок» для публики и неиссякающую притягательность для профессионалов.

«Итальянский альбом» (конец 1820-х – начало 1830-х) и серию «Итальянские натурщики в национальных костюмах» (1828–1829) объединяют не только годы создания и соседство в едином выставочном пространстве, но и споры исследователей о принадлежности их Брюллову. Непривычные (беглым обозначением некоторых деталей), порою «сурово реалистичные» рисунки разрушали известные представления о художнике и выводили его творчество за установившиеся рамки. «Действительно, – прокомментировала корреспонденту «НИ» сомнения специалистов заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова, – этюды из собрания Русского музея, как и наброски и «постановки» из московской коллекции, некотором образом «выпадают» из живописных и акварельных шедевров Брюллова. Однако нельзя забывать, что, создавая законченные произведения, художник ставил себе абсолютно иные цели и задачи, нежели в набросках и этюдах, которые были направлены на изучение особенностей национальной жизни».

«Первый поцелуй», 1833 г.
shadow «Итальянский альбом» «всплыл» в Англии два десятилетия назад. Один или несколько – доподлинных сведений не сохранилось – рисунков были подарены, как следует из надписи-посвящения, графине Стефании Витгенштейн (урожденной Радзивилл) 3 апреля 1832 года. Всего же в семье Витгенштейн (супруг Стефании – Лев поддерживал с художником дружеские отношения) разными путями оказались тридцать три рисунка, акварели и сепии. Все работы были вклеены в альбом и пронумерованы рукой их счастливого обладателя – Льва Витгенштейна. В 1993 году «Итальянский альбом» был приобретен у потомков графа банком «Столичный» и оказался в России, ныне (с 2010-го) его владельцем является фонд «Атланта Арт», благодаря которому нынешняя экспозиция и оказалась возможна.

Дебютируют для широкой публики и томившиеся с 1926 года в музейных фондах «итальянские натурщики»: акварели и сепии, обнаруженные Александром Бенуа и Петром Нерадовским в бывшем особняке Нарышкиных в 1920 году. Интересный штрих: ни один из рисунков не связан с жанровыми композициями Брюллова второй половины 1820-х – начала 1830-х годов, необычны (и не имеют прямых аналогов в известных графических произведениях) решенные в них художественные задачи.

Помимо эстетической ценности, работы из обеих коллекций позволяют заглянуть в творческую лабораторию великого мастера, получить представление об использовавшихся им методах и приемах.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: