Главная / Газета 7 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

Девичник дамы с собачкой

В первую неделю марта в столице вспоминают про «женское» искусство

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В преддверии Женского дня в столице открылись несколько выставок с откровенно гендерным уклоном. Самая эффектная – «В джазе только девушки» в выставочном зале «Домик Чехова». Нам, конечно, далеко до откровенной войны полов, которая давно ведется на западной арт-сцене. Но очевидно, и у нас появилось женское движение, которое не стесняется своей половой принадлежности, а, наоборот, подчеркивает ее.

Людмила Мабри. «Девушка с собачкой».
Людмила Мабри. «Девушка с собачкой».
shadow
Отчего в России нет столь драматичного противостояния «мужского» и «женского» искусства, как, например, в Америке или в исламском мире, можно объяснить чисто исторически. Еще в начале ХХ века русские художницы – амазонки авангарда – устроили такой прорыв по всем живописным фронтам, что мужчины едва за ними угнались. Совсем недавно на канале «Культура» показали фильм про Веру Мухину (создательницу «Рабочего и колхозницы»), противопоставив ее биографии судьбу француженки Луизы Буржуа. Как говорится, почувствуйте разницу: если первая управляла сотнями разнорабочих и ворочала тонны металла, вторая, отвергнутая снобами-сюрреалистами, вынуждена была по ночам, уложив детей, изливать на бумагу женские страхи и обиды. И слава к Луизе пришла лишь с модой на гендерное искусство в 1980-х, когда ей шел седьмой десяток.

Понятно, что сравнение не на равных – это то же самое, что сопоставлять тягловую лошадь с куропаткой – но посыл более-менее очевиден: нашим художницам куда как актуальней ощутить себя именно женщинами, а не отвоевывать место в мире мужчин. Собственно, для этого и существует 8 Марта, российский праздник-перевертыш: вместо борьбы за женские права теперь это день «весны, красоты и женственности». Девичник во всей красе…

Именно в таком намеренно и подчеркнуто девичье-легкомысленном ключе подала свой проект куратор Полина Лобачевская. «В джазе только девушки» – это работы четырех художниц, эдакий джаз-квартет в стиле известного фильма с Монро. Людмила Мабри и Татьяна Чернова в данном случае выводят живописные рулады на струнных (одна экспрессионистической живописью, другая – шпалерной техникой). Татьяна Баданина – легкие духовые (ее объекты «Ангельские одежды» – словно из довоенных будуаров). Наконец, во всем блеске страз и жемчугов к микрофону выходит Катя Филиппова, намурлыкивая гламурные мелодии в коллажах с известными женскими образами прошлых лет. Такая форсированная женственность – от «чеховской девушки» с собачкой, изображенной Людмилой Мабри, до сияющей в драгоценном полумесяце Одри Хепберн, созданной Катей Филипповой, – кому-то покажется диким ретроградством. Прибавить еще «имперские» кокошники, диадемы и колье от госпожи Филипповой – настоящий кошмар американских феминисток.

Но на то и был расчет – собрать в одном месте все те сверкающие приметы «женского искусства»: от поп-артовской живописи до почти неприличного кича. И в подобном утрировании, умножении вдруг проступает критика совсем иного рода: почему, собственно, женщины должны существовать на арт-сцене по мужским законам? Почему мы (то есть они) вынуждены изучать мужские идеалы? Экспозиция, выстроенная госпожой Лобачевской, чем-то напоминает проекции женских монологов (помните фильм «Чего хотят женщины»?) о лучшей доле среди подушек и бижутерии.

Тему продолжает находящийся неподалеку музей-галерея «Дом Нащокина». Там показывают бесконечные цветочные натюрморты под поэтическим заголовком «Как хороши цветы!». И также делается ставка на посетителей, которые от выбора букета для любимых плавно переходят к их рассматриванию у Коровина, Врубеля, Кончаловского, Сарьяна и еще десятка первых имен начала ХХ века.

В качестве завершающего аккорда непосредственно в день праздника москвичам уготовано выступление еще одного женского коллектива под стенами Дома художника. И если в «Домике Чехова» – девичий джаз 1950-х, то действо, которое развернется в парке «Музеон», – это скорее рок 1990-х. Радикальные перфомансы Елены Ковылиной плюс еще пятерка художниц, которые намерены вспомнить традиции отчаянных феминисток (портреты последних украсят парк). И все равно в качестве эмблемы этого проекта «Новая женщина» выступают розы и ретрограммофон. Куда ж без цветов и музыки 8 Марта?

Опубликовано в номере «НИ» от 7 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: