Главная / Газета 7 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

«В России не всегда светит солнце»

В Санкт-Петербурге демонстрируют работы Соломона Россина

СВЕТЛАНА РУХЛЯ, Санкт-Петербург

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка Соломона Россина – одного из самых значительных и неоднозначных представителей советского неофициального искусства 1960–1970-х годов. В экспозиции – пятьдесят произведений живописи и графики, созданных в разные годы и несказанно далеких от «чистого» искусства. События и люди не изображены, а выведены через призму восприятия художника. Жизнь как она есть, по Россину, полна диссонанса и скорби.

Соломон Россин. «Сельский концерт». 1965 г.
Соломон Россин. «Сельский концерт». 1965 г.
shadow
Уроженец Гомеля, выпускник Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова Альберт Соломонович Розин взял псевдоним Соломон Россин, манифестировав себя как художника, пишущего о России. Ментально он никогда не был советским живописцем, но некоторым образом, отказавшись от участия в прогремевших в СССР Бульдозерной и «газо-невских» выставках, дистанцировался и от андерграунда. Нонконформист не только в живописи, но и по своей сути, он был чужим в мире раскрашенного официоза и диссидентских выплесков и таким же остался на сегодняшнем «празднике жизни». Его работы не о том, что «все будет хорошо», а о безграничности зла и об отсутствии того предела, ниже которого невозможно пасть. Если, по мнению философа Монтескье, «каждый народ достоин своей участи», из творчества Россина следует, что человеческим обществом изначально и самостоятельно выбрана незавидная доля.

Экспозиция состоит из пяти разделов: «Урок рисования», «Огонек», «Чистое сердце», «Милосердие» и «Реквием», но психологически и зрительно деление это очень условно. Все как одна работы, даже такие, на первый взгляд, «фривольные», как «Фригидная Венера» (2006) или «Ты меня очаровал» (2004), источают тревогу, одиночество, боль.

«В России не всегда светит солнце, – пишет художник. – Сильный ветер гонит по земле желтые листья и по высоким елям, как по струнам, высвистывает угрожающий мотив». Но угроза, исходящая от природы, лишь поверхностный пласт, сердцевина – людская нетерпимость: вся мировая история не что иное, как длинная череда насилия, жестокости и войн.

Символично, что изданный к открытию выставки альбом Соломон Россин посвящает героине своей картины «Аве Таня» (1983) – «18-летней З. К., замученной». Пронзительные слова художник говорит о Космодемьянской: «Страшной зимой 1941 года эта девушка, эта девочка, это дитя своей истерзанной грудью заслонила любимую свою Россию и спасла от смерти ее палача Иосифа Сталина. Военные мужчины немецкой национальности избивали это человеческое дитя ремнями, жгли ей губы, ножом вырезали ей грудь». Выписывая на холсте прямую, как натянутая струна, фигуру Зои-Тани, Россин оживляет забронзовевший образ и извлекает из трясины мифотворчества и лозунгов живую плоть и живое страдание. С немым укором смотрят с полотна «Еврейки» (1981) полуодетые, обреченные на заклание женщины; безысходностью и смертью веет от картин «Завоеватель» и «Осколок» (1966–1968).

Вот уже третье десятилетие Соломон Россин обитает во французской Бретани – городе Ланьоне. Но существование в благополучном европейском пространстве оказалось бессильным изменить его мироощущение и мировосприятие. Созданные в первое десятилетие нашпигованного нанотехнологиями XXI века произведения все также не дают миру ни единого шанса. Свет в конце тоннеля то ли скрыт за плотной шторой, то ли и вовсе миф.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: