Главная / Газета 6 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

Мне бы в лидеры пойти, пусть меня научат

Ольга ЕГОШИНА
shadow
Дебаты как нам обустроить русский театр могут начаться с любой точки, но непременно скатятся в обсуждение проблемы «несменяемости театральных лидеров», которые сидят себе до упора в руководящих креслах и тормозят прогресс. И получается, как писал Маяковский: «не объехать, не обойти, выход один – взорвать». То модный режиссер, много лет метящий на очень конкретное кресло, поднимет тему, то продвинутый критик. То вздохнет чиновник: средний возраст худруков московских театров – 64,5 года (срок жизни увеличился, как пел еще Высоцкий, и что с этим делать!). От монотонных повторений начинает казаться: вот он, корень всех бед! Реши законодательно проблему своевременного освобождения места худрука – и все приложится.

Так ли? Увы. Если в городе один сапожник – освобождай его будку, не освобождай, – конкуренцию не создашь. Иди, попробуй, объяви конкурс на лучшего шпагоглотателя в деревне. Щас сбегутся, в очередь встанут. А если нужен не один такой и даже не один десяток… Так вот, с худруками еще хуже. В одной Москве 317 театральных учреждений, а по всей России вряд ли наберется 317 художественных руководителей. Если считать худруком не просто имярека при должности, а реального лидера, чтобы имел художественную идею, программу, режиссерское дарование, волю к работе, да еще и желание руководить. Если же считать театры по России, то и по всему миру не наскребешь кадры, никаких варягов не хватит. Вот и оказывается, что дело вовсе не в том, что законодательство мешает ротации руководящих кадров. Дело в отсутствии тех самых кадров, которые, как известно, решают все.

Логичным шагом стало решение о создании кузниц театральных вожаков. Одна начала свою работу в Москве 20 февраля, другая – в Санкт-Петербурге. Обе созданы по инициативе Валерия Фокина, одна – при Александринке, другая – при Центре Мейерхольда.

«Новый театральный центр Александринского театра» поставил перед собой задачу практическую и понятную: подготовку «специалистов нового поколения в области театрального искусства, системно использующих современные инновационные технологии». Специалистов действительно не хватает, особенно в области освоения новых технологий. Московская «Школа театрального лидера» заявила цель амбициозную: за два года «вырастить новых вожаков» театрального дела (режиссеров, продюсеров, театроведов). Поддержавший начинание финансово и морально глава московского Департамента культуры Сергей Капков заявил о заинтересованности в проекте и выразил надежду, что эта задача счастливо осуществится.

Надежда, как известно, – наш компас. Хотя лично меня претенциозное название и расплывчато-грандиозные задачи нового начинания скорее настораживают, чем вселяют оптимизм. Хотя бы потому, что в памяти еще живы бурно цветшие в 1990-е многочисленные: «Школа Казановы», «Школа победителя». Наконец, прекрасный тренинг, обещавший всем участникам формы Мэрилин Монро и мое любимое обещание – «Мы научим вас гениальности». Непредвзятые наблюдатели быстро отмечали, что дама с параметрами Венеры обычно не спешит «улучшать формы». Юноша, у которого все в порядке с девушками, не захочет учиться искусству соблазнения, а успешный предприниматель не запишется на курсы «Школы победителя». Учебный контингент всех вышеперечисленных школ состоял из людей с проблемами: веса, привлекательности, уверенности в себе. Вряд ли успешный и востребованный выпускник театрального вуза рванется в «Школу лидера».

Недаром на пресс-конференции по поводу открытия школы мудрый Валерий Фокин призвал чудес не ждать, и если 2–3 выпускника окажутся состоятельными – уже считать победой. Честно говоря, если хотя бы и один выпускник станет реальной фигурой нашего театрального процесса – это уже будет «из области фантастики». Поскольку все попытки выращивать гениев, победителей и лидеров квадратно-гнездовым методом однообразно заканчивались провалами. Лидер – он как волшебное дерево растет всегда сам и самосевом.

Но, как говорила моя приятельница, окончившая с полдесятка разных курсов: «в конце концов, главное же – участие». Дама перепархивала из школы в школу; пройдя тренинг «Как получить высокооплачиваемую работу», сразу записывалась на «Как стать лидером в своем коллективе» (что она сама нигде не работает и не собирается ее как-то не смущало). Новые люди, новые предметы, психологические игры, тренинги, мозговые штурмы, изучение разных моделей организаций, встречи со знаменитостями, наконец, ощущение себя первопроходцем – то, что очень любят давать ученикам все амбициозные курсы.

Авторы программы «Школа театрального лидера», честные трудяги, много лет пашущие нашу театральную ниву, критик Елена Ковальская и режиссер Виктор Рыжаков на пресс-конференции подчеркнули, что готовых программ и методик обучения пока нет. Все будет складываться по мере работы. Учащимся пока предложены бизнес-игры, изучение театральных моделей разных стран, опыт театральных реформ, наконец, обещан мастер-класс Олега Табакова.

Бог в помощь! Лишние два года театрального образования еще никому не мешали. И если выпускники «Школы лидера» и не пойдут в вожаки, то все же приобретут какие-то знания и навыки. Однако не оставляет ощущение, что если бы Валерий Фокин, ставший за последние десять лет неформальным лидером театральной России, просто набрал группу режиссеров-стажеров при Александринке, дав в конце обучения наиболее талантливым возможность постановки, – то шанс вырастить смену был бы куда выше.

В этом смысле одна из самых перспективных инициатив – идея Михаила Угарова, ставшего новым руководителем Центра драматургии и режиссуры на Беговой превратить Центр в площадку для молодых режиссеров. Стараниями режиссерской кафедры в ГИТИСе (РУТИ) у нас появилась целая плеяда неплохо обученных, профессионально грамотных молодых режиссеров. Теперь важно – дать им возможность самостоятельного плавания, где, собственно, языком Грина выражаясь, «из щенков и вырастают капитаны»…

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Опубликовано в номере «НИ» от 6 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Сто лет назад он был варягом, она - принцессою была


«Все горит огнем, но нет тепла...»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Василия Попова и Владимира Кострова

Станислав Садальский- об Алексее Петренко:«Не стало бриллианта нашего кино»


Не стало Алексея Петренко. Светлая память...

Сергей Снежкин, Павел Санаев и Юрий Кара поделилилсь своими чувствами об ушедшем друге

Были маленькими и лишними, а потом они полюбили...

Диляра Тасбулатова оценивает две кино-сенсации февраля - «Ла ла ленд» и «Патерсон»

Главный приз Берлинале получил фильм о красивой истории любви на скотобойне


«Как будто с партитурой горнею художник вымысел сроднил»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Олесю Николаеву и Юрия Зафесова

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: