Главная / Газета 6 Марта 2012 г. 00:00 / Культура

Смехотерапия по-тульски

Завершился XIII Открытый российский фестиваль кинокомедии «Улыбнись, Россия!»

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО, Тула

В городе, славном пряниками и самоварами, фестиваль веселого кино, который возглавляет известный режиссер-комедиограф Алла Сурикова, проходил впервые. Девиз фестиваля – изречение Льва Толстого: «Смех – это человеколюбие». Профессионального кинематографического жюри здесь нет, так как главными арбитрами выступают зрители. Они оценивали фильмы основного конкурса (13 лент, из которых три премьеры) и молодежной программы (8 картин) с помощью специальных анкет. Вход на все просмотры был свободным для всех желающих.

Фото: СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Фото: СЕРГЕЙ ИВАНОВ
shadow
Комедия, как известно, – самый сложный жанр. Вот и Сергей Юрский, народный артист России, получая приз «За вклад в комедию», подчеркнул, что заниматься этим жанром – опасное удовольствие. «Сегодня много того, что мы называем ржачкой. А есть при этом различные виды смешного – комедия положений, трюковая комедия, фарс, трагифарс, ироническая комедия. Важно не опускаться ниже определенного уровня», – говорил артист, признавая, что последние годы занимается театром абсурда, находя в произведениях Хармса то, чего так не хватает на экране.

При этом, согласно статистике, в минувшем году из 82 отечественных картин в прокате окупилось только 9, и что характерно, все они комедии. Хотя о режиссерских индивидуальностях говорить не приходится, так как определяющими стали бренды. Об этом речь шла и на круглом столе на тему «Комедия: вчера, сегодня, завтра». Вспоминая славное прошлое советской кинокомедии, имена Гайдая, Данелии, Рязанова, трудно было удержаться от ностальгии.

Главный приз зрителей был вручен фильму Рената Давлетьярова «Моя безумная семья». Режиссерский дебют у известного продюсера вышел легким, сбалансированным по части гэгов, не пошлым, чем так часто грешат современные российские комедии. Отработанная в голливудском кино схема (подмена, обманка, «чужие среди своих») сработала. Бенефисные роли играют Андрей Ургант, Лариса Удовиченко, Леонид Ярмольник, Мария Шукшина. А вот хиты проката – «Елки-2» и «Выкрутасы» – не дотянули по зрительскому рейтингу до результатов «Моей безумной семьи».

Из трех премьер основного конкурса трудно было не выделить фильм «Самоубийцы», который авторы позиционируют как жизнеутверждающую комедию. Показу на фестивале предшествовал концерт Алексея Воробьева, туляка по рождению, сыгравшего в картине одну из главных ролей. Да и скандальная атмосфера вокруг картины, которую требовал не выпускать в прокат Жириновский, способствовала рекламе и народному радио. Фильм Егора Баранова в итоге удостоился приза с формулировкой «За самую непредсказуемую комедию».

В молодежном конкурсе специальный приз вручен фильму «Летит» (режиссеры Сергей Швыдкой и Фуад Ибрагимбеков) – «За актуальность и новый взгляд». А также специальный приз «За актерский ансамбль» присужден картине «Москва – не Москва» (режиссер Сергей Сенцов). В первом случае удалась атмосферная, чувственная повесть о молодежи, снятая по давней пьесе театрального драматурга Ольги Мухиной. В картине «Москва – не Москва» не замыленный актерский состав, и лирическая история любви настолько органична, воздушна, так не похожа на современный российский продукт, что вызывает в памяти хуциевские интонации времен «Заставы Ильича» («Мне двадцать лет»). Удивительная атмосфера рождалась на показах молодежной программы в Тульском госуниверситете. Студенты смотрели кино как терпеливые и в то же время пристрастные зрители. Без попкорна, с живым обсуждением, с горячей заинтересованностью.

Теплым получился вечер, посвященный тридцатилетнему юбилею картины Аллы Суриковой «Ищите женщину». Вспоминали великую Софико Чиаурели, посмотрели фрагменты из фильма, послушали режиссера, а также Леонида Ярмольника, сыгравшего одну из главных ролей.

В нашем кино трудиться на ниве комедии – неблагодарное занятие. Либо распрощаться со вкусом и чувством меры в угоду кассе (не все умеют сохранять индивидуальность как отмеченные здесь артисты театра «Квартет И», уже 22 года работающие на сцене), либо упорно, не стяжая особого признания, разрабатывать свою колею. Это в Америке британский комик Саша Барон Коэн может подписать соглашение со студией Paramount Pictures о создании фонда на разработку новых проектов в Великобритании и поиск новых талантов. У нас же фестиваль веселых фильмов, убирающий агрессию, призванный вызывать положительные эмоции, редкий в своем роде эксперимент. Как сказала Алла Сурикова, качество комедий всегда разное, как и качество жизни: кто-то живет во дворце, кто-то в хижине. Что будет выбирать зритель из не очень широкого спектра – вопрос.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 марта 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: