Главная / Газета 31 Января 2012 г. 00:00 / Культура

Драконовы меры

Музей Востока объяснил, в каком году мы живем

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

Выставка «Дракон и феникс», открывшаяся в Музее Востока, рассказывает о двух фантастических существах, которые будут управлять 2012 годом. Ради этого на втором этаже музея собрали все вещи, где имеется изображение дракона. Как выяснилось, дракон не так страшен, как его малюют.

Скульптура «Дракон». Япония, XIX век.
Скульптура «Дракон». Япония, XIX век.
shadow
Несмотря на то что дракон особенно популярен в Китае, в главной витрине корейский церемониальный халат. Конечно, с вышитым драконом на видном месте. Ведь именно это существо означает королевскую власть. Если судить по выставке, без дракона немыслим ни один восточный дом – как императорский, так и простонародный. В конце концов, дракон отвечает за дождь и воду. И в природе с ним ассоциируются гром-молния. Вот так, если кратко, и можно пересказать идею и воплощение выставки.

Наступивший год Дракона дал музейщикам возможность вынуть все вещи, где фигурирует вышеназванный объект. Плюс еще «поженить» его с птицей феникс. Потому что фениксы чаще всего изображались на женских халатах и кимоно. Правда, фантастическая птица куда как больше прижилась на мусульманском Востоке, в Туркестане, чем в Китае или Японии. Но это не отменяет главной интриги проекта – «обелить» дракона перед лицом московского зрителя. Ведь всем известно, что на гербе столицы святой Георгий наносит мерзкому драконоподобному аспиду смертельный удар, символизируя победу добра над злом. А то, что дракон сам может быть олицетворением мудрости и благочестия – это для нас слишком большая экзотика.

Набуити. «Военачальник на коне». Япония, конец XIX века.
shadow Между тем в Японии китайский символ неба и императора превратился еще и в помощника Будды. Один из самых распространенных изображений дракона (особенно на вазах и в ювелирных изделиях) показывает его гоняющимся за жемчужиной – за буддийской добродетелью.

С бесконечным количеством ассоциаций и образов, связанных с драконом, в музее не особенно церемонились. Просто выплеснули на посетителей столько вещей, сколько поместилось в витринах: вот японская курительница, рядом фарфоровое блюдо, потом еще модель храма, неподалеку самурайский меч, парадные облачения аристократов XIX века, ширмы с перламутровой инкрустацией века ХХ, словно только что поступившие из какой-то рублевской дачи, и венчает все страшно китчевая вьетнамская резьба нашего времени со знаменитым мотивом «Девять драконов». Все века и страны перемешаны. От количества драконов рябит в глазах, и как-то организовать всю эту дичь не представляется возможным. Развернутые описания мелким шрифтом, где намешаны исторические, географические и текстологические сведения, положение не спасают.

И вот тут приходится сетовать на уровень наших «восточных» достижений. В то время как на Западе музеи и институты, занимающиеся Востоком и Азией, – одни из самых прогрессивных заведений, поднимающих острые и актуальные темы, у нас особняк с отличной коллекцией больше напоминает краеведческий музей в провинции. Замшелые витрины и допотопный уровень презентации. И даже тогда, когда сама тема просится в хиты (как в случае с драконом), получается проходной и необязательный проект. А после этого мы удивляемся дикой ксенофобии, тому, что наши граждане узнают об исламе или буддизме, лишь сталкиваясь с храмами и мечетями в турпоездках, путают все восточные традиции и обычаи и изучают символику «восточного календаря» по дилетантским гороскопам.

Впрочем, хоть какое-то движение в Музее Востока по созданию своих оригинальных выставок, вселяет надежду, что пациент скорее жив, чем мертв. Дракон еще и символ вечного движения, перемен – глядишь, поможет раскрутить и здание на Никитском бульваре.

Опубликовано в номере «НИ» от 31 января 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: