Главная / Газета 25 Января 2012 г. 00:00 / Культура

Спасет Парфенон

Греки «открыли» свои культурные ценности для кинематографистов и фотографов

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

В поисках новых источников доходов задыхающиеся от долгов Афины обратились к своему культурному достоянию. Правительство Лукаса Пападимоса намерено разрешить снимать фильмы и проводить фотосессии в Парфеноне на Акрополе, храме Аполлона в Дельфах и других исторических и архитектурных памятниках. Конечно, не бесплатно. День работы около культурных сокровищ будет стоить, кстати, совсем недорого – всего в 1600 евро. Фотографам съемки обойдутся еще дешевле – 200 евро в день.

Греция решила улучшить свое экономическое положение за счет античных памятников.
Греция решила улучшить свое экономическое положение за счет античных памятников.
shadow
Акрополь, главную достопримечательность Греции, крайне редко можно увидеть на большом экране. Объяснение простое: Центральный совет по археологии Греции при министерстве культуры, заведение очень авторитетное, не разрешает кинематографистам с аппаратурой приближаться к нему на расстояние пушечного выстрела. За свою 2,5-тысячелетнюю историю этот уникальный памятник древнегреческой культуры сдавался в аренду киношникам лишь… два раза: один раз Френсису Форду Копполе, который в 1989 году снял в нем последние кадры фильма «Жизнь без Зои», и второй – Ние Вардалос, главной героине нашумевшей кинокомедии «Моя большая греческая свадьба». Ниа, которая, хотя и родилась в Канаде, имеет греческие корни, снималась на Акрополе в 2009 году в продолжении «Свадьбы» – в «Моем большом греческом лете». Вардалос жаловалась, что потратила «ужасно много» времени и сил, чтобы убедить греческих чиновников, что картина пойдет Акрополю на пользу и будет способствовать его популяризации в мире.

В самом ближайшем будущем «железный занавес» вокруг Акрополя и других памятников греческой старины будет убран. Греция готовится к наплыву кинематографистов, фотографов и представителей прочих профессий, которые хотели бы работать на фоне памятников старины. Министерство культуры Греции после согласования с премьер-министром Пападимосом и другими заинтересованными ведомствами решило разрешить съемки и фотосессии в ранее считавшихся священными для греков местах.

Конечно, только большая нужда заставила греческих чиновников от культуры переступить через свои принципы и разрешить коммерческое использование культурных ценностей. Во времена кризисов культура обычно становится одной из первых жертв экономии и сокращения расходов. Достаточно сказать, что после 2010 года ассигнования на нее были урезаны более чем на 30 %. Сейчас бюджет минкульта составляет всего лишь 0,7 % от бюджета Греции. Конечно, этих денег не хватает. Например, из-за недостатка средств новую лестницу в храме Аполлона в Дельфах, второго по популярности греческого памятника старины, начали строить только на минувшей неделе.

В министерстве культуры очень надеются на то, что кинематографисты устремятся сейчас со всех концов планеты в Грецию снимать фильмы на фоне Акрополя, Дельфийского оракула и сотен других туристических достопримечательностей и памятников старины. Гордые греки, конечно, встретили решение правительства в штыки. Главное обвинение – чуть ли не продажа национального достояния, которым они считают культурные ценности. Министру культуры Павлосу Геруланосу пришлось даже оправдываться перед возмущенными соотечественниками, что ни о какой аренде памятников старины и тем более их продаже не может быть и речи и что ни одна компания, ни одно физическое лицо не получит на них эксклюзивных прав.

Политики как внутри Греции, так и за ее пределами давно говорили, что Афины недостаточно эффективно используют свое богатое культурно-историческое наследие.

«Нам очень поможет, – заявил греческим журналистам бывший министр финансов Греции Стефанос Манос, – если мы будем показывать то, что у нас есть показать». Бывший главный финансист Греции прав. Раньше власти соглашались пускать работать в свои культурные ценности только ученых. Все киностудии, просившие разрешить съемки, получали категорический отказ, а с тех счастливчиков, о которых упоминалось выше, «содрали» астрономические суммы. Дело дошло до того, что сейчас зарубежные книгоиздатели перестали печатать современные снимки греческих достопримечательностей, что, как нетрудно догадаться, не способствует их популяризации.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 января 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: