Главная / Газета 19 Января 2012 г. 00:00 / Культура

Макбет играет и выигрывает

В Театре Станиславского шесть персонажей разыскивают автора

ЮРИЙ ТИМОФЕЕВ

В предпремьерных интервью режиссер Валерий Белякович, возглавивший нынешним летом Театр Станиславского, называл «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло своим художественным манифестом. После премьеры (на этой сцене Белякович работает впервые) стало ясно: в театральном хозяйстве талантливого режиссера и экс-худрука Театра на Юго-Западе ничего не пропадает.

Брутальные шотландцы и неукротимые ведьмы побеждают современных персонажей.<br>Фото: МИХАИЛ ГУТЕРМАН
Брутальные шотландцы и неукротимые ведьмы побеждают современных персонажей.
Фото: МИХАИЛ ГУТЕРМАН
shadow
У Пиранделло пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» начинается с репетиции его же пьесы «Игра интересов» (она, кстати, никогда не ставилась в России). По задумке Пиранделло, некий Режиссер начинает репетировать «Игру интересов», как вдруг на сцену врываются шесть человек и требуют, чтобы в театре сыграли их собственную семейную драму (эти персонажи – Отец, Мать, Сыновья, Падчерица и Дочь).

Но зачем Беляковичу далекая «Игра интересов», если у него есть «Макбет»? Легендарное шекспировское произведение идет на Юго-Западе с 1994 года и запомнилось брутальной мужской командой шотландцев в кольчугах и длинных зеленых юбках из брезента, да необычной тройкой ведьм. Их играют мускулистые парни, которые стоят к залу спиной, нацепив на затылки светлые маски-лица.

С репетиции этого «Макбета» и начинается новый спектакль Беляковича. Тройка ведьм чревовещает на двухэтажной металлической конструкции. Затем по той же конструкции проносятся шотландские воины в кольчугах и юбках. Макбета снова играет Валерий Афанасьев (из Театра на Юго-Западе), но в спектакле участвуют и артисты Театра Станиславского. Кстати, они отлично вписались в сценический рисунок, кроме того, Белякович в своем манифесте показал, что в труппе много молодых энергичных людей. Неудивительно, что Режиссер (Юрий Дуванов) любуется этой слаженной воинской толпой.

И вот, в самый разгар репетиции, из зала на сцену вдруг выходят странные люди в черных пальто (те самые персонажи, которые ищут автора). Персонажи по-итальянски крикливы и напористы. Харизматичная Падчерица (Анна Сенина) танцует не хуже артистки кабаре. Она «заводит» и ведьм, и воинов, заставляя их одного за другим сбросить кольчуги.

В принципе с появлением этих героев должна была начаться длинная дискуссия на излюбленные Пиранделло темы о взаимоотношениях иллюзии и реальности и о том, сколько ролей приходится играть в жизни обычному человеку. Однако смотреть «Макбет» гораздо интереснее, поэтому переломить ход спектакля персонажам просто не удается. Их семейная трагедия гораздо мельче на фоне шекспировского сюжета. Да и в наши дни ничем не отличается от сюжетов «мыльных» сериалов: например, выясняется, что Отец выгнал из дому Мать, отобрав у нее старшего сына. Или что Отец переспал в публичном доме со своей Падчерицей еще до того, как она пришла в его семью. Но все это по сравнению с шекспировским эпосом выглядит мелко, поэтому персонажи, так и не добившись своего, уходят, и Режиссер уходит вместе с ними. А зрители с удовольствием досматривают «Макбета».

Опубликовано в номере «НИ» от 19 января 2012 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: