Главная / Газета 7 Декабря 2011 г. 00:00 / Культура

Башня обозрения

В Берлине панорамно погружаются в жизнь древнего города

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ, Берлин

Одна из самых популярных выставок немецкой столицы, на которую выстраиваются многометровые очереди, называется «Панорама античного города». Она представляет собой хорошо знакомое всем посетителям советских музеев явление – живописную круговую картину какого-то старого места или события с претензией на эффект 3-D. Вот только подача этого порядком забытого у нас музейного жанра на Западе перешла на невероятный уровень XXI века.

Зрители поднимаются по винтовой лестнице на смотровую площадку, откуда открывается вид на древнегреческий город.
Зрители поднимаются по винтовой лестнице на смотровую площадку, откуда открывается вид на древнегреческий город.
shadow
Трудно себе представить, чтобы сегодня кто-то из гостей столицы по возвращении на родину с блеском в глазах рассказывал о посещении панорамы «Бородинская битва» (одной из самых «продвинутых» для своего времени, для 1912 года). Или чтобы в Музее первого Совета в городе Иваново по-прежнему с восторгом рассматривали панораму революционной стачки на берегах реки Талка (если она вообще еще открыта). Не говорю уже о всяких старомодных мини-боксах с ландшафтом, флорой и фауной доисторических времен в краеведческих музеях. Эдакие забавы «старины глубокой» вроде раешных театров или биноклей для просмотра стерео-картинок.

Между тем панорама, созданная во дворе знаменитого Пергамского музея Берлина, внушает не просто восхищение, но и неподдельный энтузиазм. Даже те немцы, для которых берлинский Музейный Остров – это что-то вроде Третьяковки для москвичей (один раз сходить – и забыть), покорно встают в очередь и платят немалые деньги, чтобы взглянуть на чудо музейного дела.

Суть затеи в следующем: прямо перед центральным входом на историческую экспозицию художник со сложными этническими корнями Йадигар Асизи (ныне – гражданин Берлина) возвел двадцатиметровую башню, окружность которой составляет порядка ста метров. Зрители поднимаются наверх по внутренней винтовой лестнице и оказываются на смотровой площадке. Оттуда открывается монументальный круговой (360 градусов) вид древнегреческого города Пергама в момент его расцвета в III веке до н.э. Панорама поднимается в высоту и уходит далеко вниз. Мы оказываемся словно бы на вершине реальной городской башни, вокруг которой раскинулись холмы с храмами, античным театром, рынком, дворами жителей, скульптурной мастерской, стадионом.

Однако в сравнении с условной иллюстрацией в учебнике по истории Древней Греции у этого зрелища помимо размеров есть три кардинальных отличия. Во-первых, перед нами не столько картина, сколько фотография, компьютерный коллаж с предельно реалистическими деталями (вплоть до трещин на камнях и листиков на кустах). Во-вторых, весь город наполнен людьми, словно бы перед нами остановленный кадр сверхмасштабного голливудского блокбастера. Рассматривать, кто и чем из граждан занимается, – отдельное приключение. Наконец, в-третьих, панорама Пергама имеет сложное световое и звуковое сопровождение. Город то погружается в ночь, то встречает рассвет, то его озаряют беспощадные лучи дневного солнца (все это за 30 минут вашего сеанса). Каким-то поразительным образом до вас доносятся именно те звуки, которые соответствуют сценкам, на которые вы смотрите: встреча сенатора, стадионные игры, храмовая церемония и вплоть до колотушек ночных сторожей.

Если судить по словесному описанию «Панорамы античного города», это не бог весть какое достижение. Тем более реальный скульптурный алтарь из храма Пергама – немецкие археологи вывезли едва ли не весь храм в XIX веке – воссоздан в соседнем зале и производит в своей подлинности по-настоящему ошеломительное впечатление. Вместе с тем у творения господина Асизи есть несомненное достоинство: это почти научная реконструкция античного полиса по реальным археологическим данным (теперь это место на западном побережье Турции вблизи селения Бергама). Если учесть, что Йадиган Асизи начинал с менее «умных» панорам – в Лейпциге он показывал джунгли Амазонии, а потом и восхождение альпинистов на Эверест, – шоу в Берлине воспринимается как откровение, стык новых технологий, науки и искусства. Тем более потом можно пройти в музейные залы и посмотреть на остатки двухтысячелетних скульптур и колонн совсем другими глазами.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 декабря 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: