Главная / Газета 6 Декабря 2011 г. 00:00 / Культура

Ноги – в хорошие руки

В Петербурге прошел смотр хореографических школ России

МАЙЯ КРЫЛОВА, Санкт-Петербург

Шесть балетных школ страны приняли участие в третьем фестивале под названием «Гран-при Михайловского театра». В программе этого года задействованы Московская государственная академия хореографии, Пермский, Красноярский, Новосибирский и Башкирский хореографические колледжи, петербургская Академия русского балета.

Фото: САЙТ МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА
Фото: САЙТ МИХАЙЛОВСКОГО ТЕАТРА
shadow
По традиции проект проходит в два дня. Первый вечер худсовет из практиков и критиков смотрит танцы участников (предварительно отобранных по видеозаписям). Второй концерт посвящен выступлениям победителей, к которым добавлены серьезные бонусы – гастроли иностранных балетных звезд и (или) премьера нового балета. По замыслу, Гран-при должен объединить балетные поколения и обеспечить три плюса – преемственность традиций, передачу мастерства «из ног в ноги» и постоянное обновление. Как говорит председатель худсовета смотра Никита Долгушин, посещая репетиции, мастер-классы и экскурсии, общаясь со взрослыми коллегами, дети «многое мотают на ус и начинают понимать, что такое профессиональная балетная жизнь». Гран-при смотра – 300 тыс. рублей. Предусмотрены гранты для педагогических коллективов школ-участников: ведь Гран-при – негласный конкурс балетных наставников, чьи имена пишутся в программке рядом с танцовщиками.

Нынешний смотр стал триумфом Красноярского хореографического колледжа: его студенты увезли три из шести наград. Сибирячка Марина Волкова покорила приятным исполнением адажио из балета «Щелкунчик»: она танцевала и по-детски наивно, и по-взрослому серьезно. С ее партнером Юрием Кудрявцевым дело обстояло сложнее: юноше пока не хватает сил на поддержки, танец еще робкий, имеются технические сбои, а постановка рук оставляет желать лучшего. Но как только ученик вышел в современном номере «Следы на воде» (кстати, единственном на весь конкурс), мы увидели прирожденного, уверенного в себе артиста. Пришлось пожалеть, что в России так и не сложилась система обучения модерн-дансу, и трупп такой направленности у нас до сих пор нет. А если б были, Кудрявцев (получивший в итоге серебряную медаль) там бы блистал. Третья премия досталась Полине Рясной за Фею Сирени из «Спящей красавицы»: наградили скорее за потенциал, так как девушка, видимо, от волнения много спотыкалась.

Гран-при смотра уехал в Москву: его взяла студентка второго курса академии Ксения Рыжкова. В сюите из «Арлекинады» и в дуэте с американцем Марио Лабрадором (стажер академии) она разыграла парафраз комедии дель арте, придуманный хореографом Петипа для Императорского театра в начале XX века. Данные у девушки хорошие, уверенности в себе много, а в рамках Гран-при серьезных конкуренток у Рыжковой не было. Только над мимикой ей стоит поработать: улыбка кажется приклеенной. Легконогий и обаятельный Лабрадор «вынудил» жюри присудить спецприз. На церемонии награждения было шутливо сказано, что юноша опередил время: со следующего года Гран-при планирует стать международным. Уже идут переговоры со школами при «Парижской опере», лондонском «Ковент-Гардене» и миланском театре «Ла Скала».

Специально к фестивалю глава балета Михайловского театра Начо Дуато поставил балет для студентов Петербургской академии. Давний балет Дуато «Мадригал» поражает тонкой работой с музыкой: кажется, что композитор Хоакин Родриго писал партитуру под готовые танцы, а не наоборот. Тела питерских мальчиков и девочек игру пластических полутонов еще не просекли: они переживают босоногий танец в привычной классической манере. Но капля, как известно, камень точит. Порукой тому прогресс, достигнутый труппой Михайловского театра. Год назад на премьере балета «Дуэнде» артисты казались холодными и формальными. Теперь в исполнении на Гран-при (и после месяцев погружения в стиль под руководством Дуато), спектакль стал живым и теплым.

Именитые гости фестиваля были отобраны весьма тщательно. Прима Баварского балета Лючия Лакарра – одна из лучших балерин мира, поразившая неземной гибкостью, томной виртуозностью и точеными ногами, которые могут в балете все. Пара Ирина Перрен – Леонид Сарафанов – ведущий дуэт, поддерживающий статус Михайловского театра (кстати, Сарафанов не так давно пришел в труппу из Мариинского театра, где много лет был премьером). А новые солисты Михайловского театра Наталья Осипова и Иван Васильев только что привлекли внимание общественности шумным уходом из Большого театра. «Ося с Васей», как их фамильярно зовут поклонники, изображали технически трудный флирт старинных поселян в «Па-де-де» Россини, поставленном Леонидом Якобсоном. Для балерины кокетство на сцене вполне привычно. Но для Васильева изящно-ироничный танец стал манифестом: артист объявил, что его уход из ГАБТа связан с нежеланием все время слыть героическим Спартаком. Но зал все равно взрывался овацией в ударные моменты, когда Васильев забывал о своих, несколько натужных хороших манерах, о необходимости блюсти чистоту позиций – и взмывал в воздух в грандиозных прыжках. Кстати, Михайловский театр намерен плотно загрузить звездную пару работой: планируется, что они станцуют «Лауренсию» и будут участвовать в грядущих премьерах – балетах «Спящая красавица», «Пламя Парижа» и «Класс-концерт».

Опубликовано в номере «НИ» от 6 декабря 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: