Главная / Газета 5 Декабря 2011 г. 00:00 / Культура

Премия любви

Инна Чурикова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Сергей Безруков и другие звезды сцены стали лауреатами «Звезды Театрала»-2011

Ольга СЕРЕГИНА, Виктор БОРЗЕНКО Анатолий МОРКОВКИН (фото)

В Центральном доме актера журнал «Театрал» и газета «Новые Известия» подвели итоги минувшего сезона, наградив тех артистов и режиссеров, чьи работы, по мнению зрителей, стали наиболее заметными. В течение трех месяцев на сайте изданий можно было проголосовать за полюбившиеся премьерные спектакли и их создателей. В итоге волеизъявлением пяти тысяч проголосовавших определились лауреаты «Звезды Театрала»-2011.

Художник Александр Шилов вручил премию актрисе Инне Чуриковой.<br>Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Художник Александр Шилов вручил премию актрисе Инне Чуриковой.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
В годы общего кризиса института экспертов все большее значение приобретают премии, где экспертами и судьями выступают не профессиональные критики, а зрители – иными словами, те, ради кого артисты выходят на сцену. И если эксперты часто воспринимаются как некие рекламные головы, рекомендующие тот, а не иной продукт, то в случае со зрительским выбором картина другая. Здесь путем голосования каждый желающий может выразить свой вкус и привязанность к спектаклю, к творчеству того или иного деятеля сцены. Премия «Звезда Театрала» – единственная в Москве, где сама публика предлагает номинантов, затем из поступивших заявок формируется шорт-лист и выставляется для голосования на сайте.

Премия «Звезда Театрала», по сути, является способом выражения зрительской любви. И, к счастью, эта любовь оказалась взаимной. На праздничном вечере в Доме актера звучало столько благодарных слов, что можно написать поэму об отношениях деятелей сцены со зрителями. Например, режиссер Театра Вахтангова Владимир Иванов сказал: «Театр может обойтись без режиссера, без драматурга, без артиста. Наверняка он может обойтись без театрального критика и без художника. Но единственный, без кого невозможно представить театр, – это зритель». Об этом же говорила и Инна Чурикова: «Зритель необходим, потому что он действующее лицо в этой истории, – сказала актриса. – Он понимает или не понимает. Он чувствует или не чувствует. Ему скучно или ему очень интересно. И если он поддерживает тебя, то есть возможность для полета».

Гости съезжались в Дом актера не торопясь. По фойе гуляли, приветствуя знакомых, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Юлия Пересильд, Алексей Девотченко, Андрей Максимов, Сергей Юшкевич, Владислав Флярковский, Виктор Рыжаков, Арина Шарапова, Игорь Яцко и многие другие. Марка Розовского, например, привлекла выставка, которую организовал фотокорреспондент «Новых Известий» Анатолий Морковкин: в фойе была развешана хроника минувших церемоний – главным образом фотографии лауреатов «Звезды Театрала» (нынешняя премия четвертая по счету). А телеведущего Владислава Флярковского заинтересовала выставка исторических кукол, организованная давним партнером «Новых Известий» – музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

С самого начала церемонии ведущие Антон Кукушкин и Марианна Лемешко задали стремительный темп и «телевизионный формат»: «Помните, только сегодня в прямом эфире работает канал «Театрал-24», и на нас смотрят миллионы соотечественников», – сказали они, играя в импровизированную телестудию. Однако телеведущая Арина Шарапова, которая вскоре вышла на сцену, чтобы вручить награду за лучшую мужскую роль, обратилась сперва к ведущим: «Вы создали такой накал, что если через полчаса все будет продолжаться в том же духе, вас увезут на скорой». К счастью, опасения не сбылись, а торжественная церемония до конца проходила динамично, ярко и по-праздничному театрально.

Первым был награжден актерский ансамбль спектакля «Враги: история любви», поставленный Евгением Арье в театре «Современник». Вышедший за статуэткой актер Сергей Юшкевич признался, что рад за себя, за коллег, за любимый театр, но больше всего радуется за режиссера, который 25 лет не работал на родине.

Следующим лауреатом «Звезды Театрала» стал Владимир Иванов, поставивший в минувшем сезоне в Театре Вахтангова спектакль «Люди как люди» по Горькому (номинация «За лучшую режиссуру»). Получив из рук телеведущего Владислава Флярковского фарфоровую статуэтку (выполненную на старинной чешской мануфактуре Rudolf Kampf по эскизам известного итальянского дизайнера Фабрицио Сманиа) и золотой значок, Владимир Иванов поблагодарил свой Вахтанговский театр, свою команду единомышленников и обратился к зрителям: «Всем спасибо, кто голосовал. Я не устаю повторять бесконечное количество раз: я счастлив».

Получив награду от телеведущей Арины Шараповой, Сергей Юшкевич сказал, что рад за свой «Современник» и особенно за режиссера Арье.
shadow Не смог приехать на церемонию Евгений Миронов, ставший победителем в номинации «Лучшая мужская роль» (зрители оценили его за главную роль в спектакле «Калигула» Театра наций). В момент церемонии артист находился на гастролях в Милане, но обратился к зрительному залу с экрана: «Дорогие друзья, к сожалению, я сегодня не с вами, но тем не менее я очень признателен и благодарен за высокую оценку моей работы. Спектакль «Калигула» замечательного режиссера Някрошюса – это определенный этап в моей жизни. Поэтому огромная благодарность зрителям, которые заметили нашу постановку. И отдельное «спасибо» моим партнерам». Получать статуэтку за Миронова вышла очаровательная Юлия Пересильд: «Евгений Витальевич передавал всем большое спасибо за такое внимательное отношение к Театру наций, потому что спектакль непростой. В эти минуты он играет в Италии «Рассказы Шукшина», а 29-го числа у Миронова был день рождения, и я думаю, что «Звезда Театрала» для него достойная награда».

Кульминацией вечера стал выход на сцену королевы театра – Инны Чуриковой (приз «За лучшую женскую роль»). В минувшем сезоне актриса сыграла Алиенору Аквитанскую в постановке Глеба Памфилова «Аквитанская львица». Чурикову зал приветствовал стоя.

«Дорогие друзья, спасибо вам за такое теплое отношение, – сказала актриса. – Дорогой журнал «Театрал», спасибо за этот праздник и за то, что вы проявляете уважение и интерес к зрителю, поскольку театр и наши спектакли – это путь к зрителю. Мы выходим на сцену для того, чтобы это волновало, чтобы вы любили театр, чтобы приходили на спектакли. Я благодарна моему театру «Ленком» и Марку Анатольевичу Захарову за то, что к нам в театр пришла эта замечательная пьеса «Аквитанская львица» («Лев зимой»), и за то, что Глеб Анатольевич Памфилов взялся за постановку. Несколько минут назад с экрана Женя Миронов говорил, что Калигула для него – этапная роль. И для меня Алиенора – тоже этапная работа. Совершенно неизведанный характер, в котором перемешалось столько всего, что я не устаю восхищаться этой женщиной. Она стремится быть прекрасной, как королева, но в то же время обладает сложнейшим характером, как у воина или стратега. Она влюбчивая, страстная и невероятно противоречивая. Сложная и прекрасная женщина, которая жила много лет назад, но оставила мощный след. И я люблю всех своих партнеров, и этот спектакль, собирающий полные залы. Приношу признательность зрителю вот за этот подарок, за добрые слова. И хочется дальше жить и работать. Дай бог, чтобы так у нас было всегда».

В промежутке между награждениями лауреатов поздравляли музыкальными номерами их коллеги. Зажигательную «Финскую полечку» исполнили актеры «Театра на Юго-Западе», Нина Шацкая – романс на стихи Ахматовой, а артисты «Геликон-оперы» спели (!) «Танец маленьких лебедей», заглядывая друг другу в декольте, тараща глаза и отталкивая партнеров. Ближе к концу церемонии на сцене снова появилась Юлия Пересильд. В этот раз она уже предстала как лауреат в номинации «Роль второго плана» – за роль Дотти Смит в спектакле «Киллер Джо» (статуэтку актрисе вручал космонавт Олег Скрипочка).

Главный редактор газеты «Новые Известия» Валерий Яков и актриса Юлия Пересильд.
shadow «Я поняла, почему космонавт пришел меня поздравить, – сказала Юлия. – Потому что эта роль во многом экспериментальная. Да и сам спектакль «Киллер Джо» в постановке Явора Гырдева – довольно трудная вещь для российской сцены. Это американская драматургия, новый жанр. Спектакль неоднозначный. Спектакль непростой. Спектакль, который вызвал очень бурную полемику. И потому еще приятней, что зрители все же отдали наибольшее количество голосов нашей работе».

«Лучшим музыкальным спектаклем сезона» зрители назвали «Русалочку» – постановку немецкого хореографа Джона Ноймайера (Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). Награду в этой номинации вручала телеведущая канала ТВЦ Алена Горенко: «Сейчас в обществе очень много споров о том, нужны ли нам легионеры. Нужны ли легионеры, например, для спортивного клуба, чтобы команда побеждала? Нужны ли иностранные режиссеры, чтобы спектакль зазвучал? Но мне кажется, что если наша команда, в которой есть иностранные легионеры, побеждает, – то мы испытываем гордость за свою страну. То же самое можно сказать и о театре. Если зритель со спектакля Ноймайера выходит с чувством радости и восторга, он испытывает эйфорию от того, что увидел, – то да, наверное, легионеры нужны. Я от души поздравляю девочек, которые в этом спектакле танцуют сольные партии. Им огромное спасибо, потому что они фантастически сделали свою работу».

Почти в полном составе вышли на сцену студенты Школы-студии МХАТ – участники спектакля «Феи» по пьесе Ронана Шено, поставленного на сцене МХТ имени Чехова французским режиссером Давидом Бобе. Спектакль получил награду в номинации «Лучший эксперимент сезона». А «Лучшим антрепризным спектаклем» стала постановка «Страсти по Емельяну» в Театре Сергея Безрукова. Однако сам Безруков оказался на гастролях, поэтому, как и Евгений Миронов, прислал видеообращение: «Большое спасибо зрителям за то, что отметили мой спектакль. И я рад, что спектакль пользуется огромным успехом – каждый раз у нас аншлаг. Жаль, что я не могу быть на церемонии вручении, но я передаю слова благодарности не только зрителям, но и журналу «Театрал».

Главная номинация премии – «Легенда сцены» – единственная, которая не выбирается путем голосования, а победителей определяют учредители мероприятия – журнал «Театрал» и газета «Новые Известия». В минувшие годы ее лауреатами становились Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Владимир Этуш, Олег Басилашвили, Владимир Зельдин и Юрий Любимов. В этом году награда досталась Сергею Юрскому и Галине Волчек. Однако принять участия в церемонии они не смогли, поскольку в тот вечер были плотно заняты в театре.

Шеф-редактор журнала «Театрал» Виктор Борзенко (слева) вручил премию артистам спектакля «Феи».
shadow Предполагалось, что награды им вручат глава «Новых Известий» Валерий Яков и писатель и телеведущий Андрей Максимов. «Расскажу короткую историю про Юрского, поскольку мне кажется, что сегодня это особенно важно, – сказал Андрей Маркович со сцены. – Во времена, которые теперь называются застоем, мы довольно плотно дружили, и я присутствовал тогда едва ли не на всех репетициях Юрского. Сергей Юрьевич делал спектакль, посвященный памяти войны: замечательный, как сейчас бы сказали, микст из прозы и стихов о войне. В спектакле участвовало много блестящих артистов. И вот однажды приходит человек и читает дневники узников Бухенвальда или Освенцима – подлинный документ. Читает очень долго. И тут все понимают, что именно этот фрагмент войдет в спектакль, поскольку в нем отразились самые страшные, подлинные моменты. И когда он кончил читать, Сергей Юрский минут 40 объяснял, почему правда жизни и правда искусства – это разные вещи. И почему этот замечательный документ не может быть рядом со стихами и прозой. Мне кажется, для современного театра очень важно, что награду получает Юрский, потому что Юрский всю жизнь, в том числе и в наше время, занимается в театре подлинным искусством».

Александр Филиппенко прочитал в честь Сергея Юрского стихотворение Солоухина «Дирижер. Рапсодия Листа» и заверил собравшихся: «В эти минуты Сергей Юрьевич еще играет спектакль в Театре Моссовета. Перед началом я заглянул к нему в гримерку, и мы договорились, что, если он не успеет приехать в Дом актера, награду за него получу я. Поэтому, если позволите, я ее передам с огромным удовольствием. Мне присниться не могло, что однажды я выступлю в столь почетной для меня роли». Через двадцать минут в Театре Моссовета действительно завершился спектакль и легендарному артисту под аплодисменты зрителей была вручена «Звезда Театрала».

Помимо статуэтки от «Театрала» лауреаты получали подарки от партнеров церемонии. Григорий Померанцев, старший вице-президент авиакомпании airBaltic, преподнес Владимиру Иванову и Инне Чуриковой сертификаты своей авиакомпании (таким образом лауреаты смогут в удобное для них время полететь с семьей в любую точку мира). Также Инна Михайловна получила подарки от чешской фарфоровой мануфактуры Rudolf Kampf, которые преподнес директор по маркетингу ART MARKET GROUP Артур Акопян. А Валентина Минкова – представительница знаменитого бренда армянского коньяка «Арарат» – преподнесла Сергею Юрскому и Инне Чуриковой легендарный напиток.

Редакция выражает признательность Марианне Лемешко, Антону Кукушкину и коллективу театра «Мост» за ведение церемонии вручения премии.


«Главное – это отношение публики»
Инна ЧУРИКОВА: – У зрителя есть такое право – быть правым. Ему или нравится, или не нравится. Его или волнует, или не волнует. И слава богу, что у зрителя есть хотя бы это право. Мне, конечно, интересно мнение и профессионального сообщества, но когда зритель реагирует на глубокое, интересное, содержательное – это меня всегда впечатляет. Меня это поддерживает, поскольку наше дело должно быть не только развлекательным, но и серьезным. На мой взгляд, спектакль «Аквитанская львица» – очень мощный. Слава богу, что Глеб Анатольевич Панфилов этот спектакль поставил, а я получила возможность существовать в такой интересной, сложной истории жизни Алиеноры Аквитанской. Для меня это огромная радость в жизни. И я знаю, что у зрителей на него очень тонкая, глубокая реакция. Несмотря на то, что спектакль этот очень сложный, зритель нас очень поддерживает. Глеб ПАНФИЛОВ: – Спектакль, конечно, мы делали для зрителя, а не для критиков. Критики – это цех, мнение его интересно, но это не главное. Все-таки главное – это отношение публики. Особенно в нынешней ситуации, когда зритель голосует не только отзывами, но и рублем. И это очень жесткие условия. Особенно это чувствуется в кино. Все-таки театр зритель наполняет и любит, а вот в нашем отечественном кино дела обстоят гораздо хуже. Алексей ДЕВОТЧЕНКО: – Я не думаю, что зритель всегда прав. Потому что прав всегда режиссер-постановщик, ну и критика, естественно. Когда она вменяемая и адекватная. Вообще ко всем премиям я отношусь с большой долей иронии. Поскольку вещи соревновательного характера не могут вызывать другие чувства. Я считаю, что искусству вообще соревнование противопоказано. Вот премия «Золотая Маска», на мой взгляд, совершенно вредная премия – по своей структуре и организации. Это якобы конкурс, хотя заведомо все уже решено. Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ: – Журнал «Театрал» я знаю давно, мне издание нравится. Хотя время мчится вперед, и думаю, пора увеличивать объем или периодичность выхода, поскольку современный театр настолько многогранен, что о нем, сколько ни пиши, все равно будет мало. Но как бы то ни было, журнал сделан в хороших традициях прежних лет – тех самых лет, когда мы привыкали держать журнал в руках и читать его внимательно. Замечательно, что у журнала есть премия зрительских симпатий. Каждый зритель в отдельности не может дать объективной оценки театральному процессу, но в совокупности зрительские голоса создают весьма объективную картину. И потому эта премия мне интересна. Записали Мария МИХАЙЛОВА, Ирина АНИСИМОВА

Опубликовано в номере «НИ» от 5 декабря 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: