Главная / Газета 16 Ноября 2011 г. 00:00 / Культура

Кто более родине ценен

Художники вступили в спор о национальном вопросе в культуре России

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

На минувшей неделе в Москве открылись сразу несколько выставок, на которых остро и неожиданно был поднят национальный вопрос. Художники изучали этнический состав страны, собственных союзов и всего мира. И если одни выступали за стирание всяких границ и иронизировали над пресловутой графой в паспорте, другие отстаивали свои права зваться «русскими».

Плакаты, представленные на выставке «Россия для всех».<br>Фото: САЙТ МДФ
Плакаты, представленные на выставке «Россия для всех».
Фото: САЙТ МДФ
shadow
Сначала в бывшем Доме фотографии (Мультимедиа Арт музей) открылся проект-инсталляция Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко «Россия для всех». Сразу при входе в музей зрители видят высоченную стену, сплошь покрытую картинами. Впрочем, картинами эти холсты можно назвать лишь условно – скорее плакаты, где намеренно «заборным» шрифтом (то есть спонтанно и размашисто) выведены фамилии известных деятелей российской истории с обозначением их национальности. Например, «Александр Невский – внук осетинки», «Екатерина II – немка», «Казимир Малевич – поляк», «Майя Плисецкая – еврейка». По мысли господина Гутова, мы должны перестать скрывать национальность и делать из нее фетиш. Всякого рода обозначения национальности должны звучать нейтрально и не вызывать никаких эмоций – ни отрицательных, ни положительных.

Иногда кажется, что все эти артистические картины-плакаты созданы именно для того, чтобы зрители получше заучили, кто кому и кем приходится. Например, что Константин Циолковский «поляк по отцу, татарин по матери», что Владимир Высоцкий «еврей по отцу». Но очистительного момента все никак не наступает. Скорее, наоборот. То, что раньше старались не афишировать в приличной беседе, вдруг превратилось в объект искусства. И тут уже возникает проблема адресата: посетителям Дома фотографии вряд ли надо доказывать глупость и недопустимость национализма, а до тех, кто реально пишет на заборах о «России для русских» проект Гутова-Бондаренко явно не доберется.

shadow Совсем другую стратегию в отстаивании интернационализма выбрали участники выставки Союза русских художников в ЦДХ. Этот ежегодный смотр реалистического искусства (СРХ, никак не противопоставляющий себя старому Союзу художников, заявляет о продолжении традиций жанровой живописи начала ХХ века) в этот раз столкнулся с обвинением в «национализме».

Правды ради нужно отметить, что картины «союзников» наполнены патриотическими мотивами в духе дореволюционных «мифов о Руси». Здесь много панорамных видов с церквями и заливными лугами, воспевается «типичная провинция» – Боровск, Владимир, Тобольск, Ростов Великий – ее сейчас на столичных выставках не увидишь). Есть «Крестный ход» (близкий к репинскому), леса и дали в манере Левитана, любование снегом в стиле Кустодиева. Все это, конечно, напоминает картины, писавшиеся в советское время «для себя», в деревенском отшельничестве. Сегодня в этом отстаивании права на реализм и живописание русской жизни имеется свое очарование и даже концептуальность. Ведь многие академики вслед за Зурабом Церетели сейчас активно развернулись к модернизму – но должны быть и те, кто следует заветам Сурикова и Коровина.

На этом фоне обвинения в том, что новый Союз (он возник в 2008 году) формируется по принципу «русскости» звучат хоть и нелепо, но с откровенно провокационным прицелом. Его руководители (председатель Юрий Герасимов) вынуждены теперь разъяснять: как раньше СРХ объединял мастеров разных национальностей (Бенуа, Врубель, Юон, Рерих), так и сегодня в него принимают не по графе в паспорте. И что «русскость» здесь не в чистоте рядов, а в отстаивании особых качеств культуры и традиций. Русский в данном случае – значит принадлежащий к многонациональной культуре. Видимо, скоро понадобится особый референдум, для того чтобы закрепить определение «русский» для всех, кто живет и работает в России.

shadow В то время как русские художники спорят о «русскости», европейцы сделали еще один радикальный шаг в упразднении суверенных наций. Последняя акция Московской биеннале была посвящена сожжению символической карты Европы. Французская арт-группа «Клэр Фонтен» долгое время выкладывала из спичек силуэты четырех стран еврозоны, которые имеют унизительный рейтинг P.I.G.S. – страны с нестабильной экономикой (Португалия, Испания, Италия и Греция). На них сегодня ополчаются те, кто вынужден платить по кредитам. Французы подожгли все спичечные карты, устроив настоящий фейерверк. И тут уже понимаешь, что перед глобальной экономикой нет ни итальянцев, ни греков. Все под евро ходим.

Опубликовано в номере «НИ» от 16 ноября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: