Главная / Газета 14 Ноября 2011 г. 00:00 / Культура

Классическая смесь

В Испании наступили «Королевские ночи»

НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Мадрид

На минувшей неделе на сцене Мадридского Королевского театра (Театр Реал) состоялись два концерта классической музыки из цикла «Королевские ночи» (Las noches del Real), которые можно назвать общеевропейскими и интернациональными в лучшем смысле этого слова.

shadow
На первом концерте исполнители представляли не одну-две страны, а как минимум девять. «Культура-оркестр», сформированный из молодых музыкантов в возрасте от 18 до 30 лет из Восточной Европы и стран постсоветского пространства (Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины), представлял Польшу, председательствующую сейчас в Евросоюзе. Его художественный руководитель – Павел Колта, но в Мадриде за дирижерским пультом стоял английский маэстро Невилл Марринер. Известный скрипач и дирижер, которому в этом году исполнилось 87 лет, до сих пор продолжает работать с самыми известными симфоническими оркестрами и музыкантами мира. На сцене главного испанского театра мастер выступил в дуэте с виртуозной скрипачкой Арабеллой Штайнбахер (на фото) из Германии, которая эмоционально исполнила Первый концерт для скрипки с оркестром польского пианиста и композитора Кароля Шимановского (кстати, Арабелла играла на скрипке Страдивари Booth 1716 года). Созданный в 1916 году под влиянием импрессионизма, скрипичный концерт очень легкий, воздушный. Красавица-скрипачка с необычной внешностью (отец Арабеллы – немец, мать – японка) прекрасно справилась с тончайшими по звучанию, но сложнейшими и тщательно разработанными по технике пассажами. Вторую часть программы составили произведения Петра Ильича Чайковского – увертюра к первой опере композитора «Воевода» и 4-я симфония фа минор – первая в истории русской музыки симфония–психологическая драма, известная своей последней частью, тема которой – русская хороводная песня «Во поле береза стояла». Премьера «Воеводы» состоялась в 1869 году, но затем Чайковский уничтожил большую часть партитуры, а фрагменты материала использовал в других своих произведениях.

А в минувшую субботу на главной сцене Театра Реал звучала старинная музыка. Произведения Антонио Вивальди и Георга Фридриха Генделя для европейской публики исполнили американские музыканты – Кливлендский барочный оркестр (The Cleveland Baroque Orchestra) под управлением его художественного руководителя и дирижера Жанетты Соррелл. Украшением программы стали арии из опер Генделя, написанные для кастратов, в виртуозном исполнении звезды мировой оперной сцены – контртенора Филиппа Жарусски. Французский скрипач, выпускник отделения старинной музыки Парижской консерватории, совершенно неожиданно для себя и всех прочих открыл в себе талант вокального исполнения барочных произведений. В 2004 году он получил французскую премию «Виктуар де ля мюзик» в номинации «Открытие года».

В основном же цикл «Королевские ночи» Театра Реал имеет явный русский акцент: помимо произведений Петра Чайковского, в его программу включены также композиции Модеста Мусоргского и Игоря Стравинского. Две декабрьские «ночи» за дирижерским пультом в Мадриде будет стоять художественный руководитель Мариинского театра и главный дирижер Лондонского симфонического оркестра Валерий Гергиев, что можно считать большой удачей для устроителей. 11 декабря оркестр Валенсии (Испания) под его управлением исполнит драматическую симфонию с хорами Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта», а 13-го маэстро со своим родным оркестром Мариинского театра представят испанской публике в своей интерпретации произведения Мусоргского и Стравинского.

Опубликовано в номере «НИ» от 14 ноября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: