Главная / Газета 10 Ноября 2011 г. 00:00 / Культура

Крысы, хоботы и черти

Шемякин исполнил песни Высоцкого на манер средневекового макабра

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Пушкинском музее открылась выставка Михаила Шемякина «Иллюстрации к песням Владимира Высоцкого». Почти полсотни листов-иллюстраций должны «оживить» образ великого барда. Мир Высоцкого в шемякинских рисунках превратился в дикую фантасмагорию – неожиданную для многих поклонников актера. Правда, комментарии и воспоминания Шемякина о друге были куда интереснее того, что можно было видеть на стенах.

По словам Шемякина, его с Высоцким связывала особая страсть к кутежам.<br>ФОТО С ВЫСТАВКИ
По словам Шемякина, его с Высоцким связывала особая страсть к кутежам.
ФОТО С ВЫСТАВКИ
shadow
Формально выставка в ГМИИ приурочена к выходу книги Михаила Шемякина, где картины на мотивы Высоцкого перемежаются воспоминаниями и комментариями художника. Купить ее сможет далеко не каждый: слишком уж роскошное и дорогое издание. Однако сам Михаил Михайлович на вернисаже постоянно на него ссылался: «Хотите узнать всю правду обо мне и Высоцком – читайте в книге». Рисунки и гравюры лишь приоткрывают дверь в бурные годы дружбы художника и актера. Большинство из них исполнено уже в XXI столетии и являются не столько иллюстрациями, сколько попыткой переосмыслить жизнь и судьбу целого поколения с высоты почти четверти века. За это время поколение стало легендой, обросло мифами и уже испробовало на вкус воды смертельной Леты.

Вот, например, иллюстрация к стихотворению «Как зайдешь в бистро-столовку...», посвященному как раз Шемякину. Художник сидит на манер французского «любителя абсента» (перекличка с Ван Гогом) за столом, уставленным зелеными пивными кружками, а над ним нависают огромные картины с изображением Смерти на карнавале. «Как зайдешь в бистро-столовку, По пивку ударишь, – Вспоминай всегда про Вовку: Где, мол, друг-товарищ». Та самая Смерть в ресторане – это часть памятника Высоцкому, который Шемякин создал для Самары (по просьбе тамошнего губернатора Константина Титова). Рядом висит еще один «кабацкий сюжет» – акварель «Французские бесы»: дикий загул двух друзей в Париже, закончившийся реальной стрельбой в ресторане. Между двумя выпивохами (один с гитарой, другой – в высоких сапогах и наганом) носится черт-официант.

Сквозная тема едва ли не всех шемякинских иллюстраций – русский загул. Сам художник не скрывает, что с Высоцким их связывала особая страсть к кутежам. Впрочем, это не мешало взаимному духовному обогащению (наезжая в Париж к Шемякину, поэт впитывал плоды художественного модернизма). Правда, этот загул не столько современный, сколько средневековый. Всегда где-то рядом маячит Смерть, возникают босховские видения (строчки из стихотворения «Две просьбы»: «Мне снятся крысы, хоботы и черти, я гоню их прочь, стеная и браня»), всплывают пытки и ужасы войн и репрессий. Шемякинский кутеж – это пир во время чумы, возможность вырваться из цепей системы, преодолеть надвигающийся мрак «средних веков». Не случайно в своем вступительном слове Михаил Шемякин сравнивает Высоцкого с Франсуа Вийоном из XV века: «По духу веселой бесшабашности, по боли и горечи, скользящей в его песнях, Высоцкий ближе всего к средневековой фигуре зубоскала и повесы, бесстрашно обличавшего власть имущих, преследуемого церковной и светской властью».

В иллюстрациях к Высоцкому прихотливо смешались не только образы, почерпнутые у поэта, но и приметы застойных времен с глубоко личными символами. Одна из самых знаковых картин – «Конец охоты на волков» – своего рода посвящение всей братии нон-конформистов. Тут и Брежнев с ружьем, и затравленный волк-художник, и лагерная вышка. Рассказывая об этой работе, Шемякин вспомнил и психушки для «перевоспитания» богемы, и искалеченные судьбы друзей, и свои драматические отношения с родиной (которая для него, как и для Бердяева, «лаборатория Господа Бога»). Не было бы этого рассказа, сама иллюстрация показалась бы довольно механическим набором расхожих знаков нон-конформизма. И вот тут начинаешь понимать, чего выставке категорически не хватает. Во-первых, стихов и песен, которые для нового поколения могли бы стать откровением. Во-вторых, постоянного присутствия в виде экскурсовода самого художника, впечатление от личности и рассказов которого зачастую сильнее, чем от листов на стенах.
ВИДЕО

Для просмотра необходимо установить Adobe Flash Player

Get Adobe Flash player

1мин. 43сек.



Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: