Главная / Газета 12 Октября 2011 г. 00:00 / Культура

Красный октябрь в Мадриде

В испанских музеях открылись выставки, посвященные советскому искусству

НАТАЛЬЯ ТИМАШОВА, Мадрид

Сразу две большие выставки произведений наиболее ярких представителей советского искусства 20 – 40-х годов прошлого века открылись с Мадриде в рамках перекрестного года «Россия – Испания». Музей современного искусства La Casa Encendida несколько своих залов предоставил под проект «Красная кавалерия. Творчество и власть в советской России 1917–1945гг.», а Фонд Хуана Марча презентовал первую в Испании масштабную экспозицию советского художника Александра Дейнеки «Авангард для пролетариата». Обе выставки продлятся до середины января следующего года.

Казимир Малевич, «Скачет красная конница».
Казимир Малевич, «Скачет красная конница».
shadow
Организаторы уверены в том, что экспозиции вызовут большой интерес у западной публики – как у специалистов по соцреализму и советскому периоду нашей истории, так и у всех знатоков, ценителей современного искусства: в последние годы революционная эстетика имеет неизменный успех у зрителей. Имена авторов, чьи наброски, эскизы, картины, скульптуры и плакаты привезли в Мадрид из разных музеев России и частных коллекций, говорят сами за себя: Василий Кандинский, Марк Шагал, Любовь Попова, Варвара Степанова, Владимир Татлин, Вера Мухина, Александр Родченко, Кузьма Петров-Водкин, Казимир Малевич. С одной стороны – творения авангардистов и футуристов, с другой – ярчайшие образцы социалистического реализма, воспевающие ловкость и выносливость физкультурников и физкультурниц, энтузиазм рабочих и колхозниц, полотна Александра Дейнеки, Павла Филонова и Екатерины Зерновой. Выставка охватывает творчество советских художников, а также музыкантов, писателей и поэтов, актеров, кино- и театральных деятелей.

«Ни одна другая страна, ни одна другая эпоха не могла сконцентрировать столько талантливых людей, столько творцов, как советская Россия первых трех десятилетий ее существования, – говорит куратор выставки «Красная кавалерия» Роза Ферре. По ее словам, этот проект – «попытка осмысления творческих поисков русских художников и их взаимоотношений с властью в сложное время 20–30 годов XX века. Всегда интересны результаты творчества, когда его возможности ограничены не талантом творца, а реальной жизнью и властью, и это – главное в нашей выставке. Интересна судьба творцов, вынужденных жить и творить в условиях официальной пропаганды и власти, использовавшей против инакомыслящих любые методы – от цензуры до физического уничтожения».

Экспозицию «Красной кавалерии» составили полотна, графика, скульптура, архивные материалы из собраний 15 музеев. Свои шедевры предоставили Русский музей, Третьяковская галерея, музейно-выставочный центр «РОСИЗО» Министерства культуры РФ, Пермская галерея искусств, Астраханская галерея живописи, театральные экспонаты – из фондов Театрального музея имени Бахрушина и Музея театра и музыки из Санкт-Петербурга. «Среди экспонатов выставки немало настоящих открытий, мало известных даже в России. Например, полотно Екатерины Зерновой «Фабрика» (1929 г.) из коллекции Астраханской государственной галереи, стала находкой для нас, – рассказала корреспонденту «НИ» на открытии выставки ее координатор со стороны Министерства культуры РФ Любовь Пожидаева. – Привезли очень много интересных экспонатов из запасников Государственного литературного музея, среди них – подлинники рукописей Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, других советских поэтов и писателей, вся основная экспозиция графики».

Устроители «Красной кавалерии», помимо цели знакомства публики с лучшими образцами соцреализма, конструктивистского авангарда, футуризма, агитационного и карикатурного искусства советского времени, ставили перед собой еще одну глобальную цель – донести до современных европейцев революционную эстетику, дух того времени через живопись, графику, литературу, музыку, театр и кино. И, судя по тому, насколько тщательно продумана и решена вся экспозиция, им это удалось. Рядом с революционными по творческому замыслу творениями Кандинского, Шагала и Малевича соседствуют революционные по духу парадные портреты Ленина, Сталина и Горького кисти Исаака Бродского, придворного живописца советских руководителей. И рядом же – портрет Всеволода Мейерхольда, написанный Александром Головиным в 1917 году, и портрет Владимира Маяковского от Александра Дейнеки, созданный уже после смерти поэта, в 1941 году. В Мадрид привезли агитационные плакаты «Окон РОСТА», карикатуры Кукрыниксов, макеты будущих дворцов культуры и спорта, театральные и киноафиши, эскизы костюмов и декораций Александры Экстер, рукописи и книги Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши, Михаила Зощенко, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, абсурдистов Велимира Хлебникова и Даниила Хармса, другие артефакты той эпохи, включая раритетный фарфор с изображениями народных вождей. Для лучшего восприятия информации выставке подобрали звуковое сопровождение и аудиовизуальный ряд: в музейных залах звучит советская музыка 20–30-х годов, демонстрируются документальная хроника и советские фильмы с жизнерадостными и политически благонадежными героинями в исполнении Любови Орловой (фильм «Цирк»). Так что организаторы подошли к подаче материала комплексно, постаравшись показать культурную жизнь советского человека с 1917 по 1945 год во всем ее кажущемся многообразии, но где фактически не было места свободе мысли и творчества. «Художники вынуждены были искать новые формы, образы, создавать свою творческую мифологию, будучи зажатыми в жесткие рамки официальной идеологии, искать политический и творческий компромисс», – говорит Роза Ферре.

В этом смысле просто уникальным художником является Александр Дейнека, один из последних авангардистов-конструктивистов и одновременно певец идеалов революции и строительства социализма, который удостоился отдельной масштабной выставки в музее Фонда Хуана Марча. Она охватывает период с 1920-х по 1950-е годы, и значительную часть ее составляют работы художника, которые в прошлом году были представлены в залах Третьяковки на Крымском Валу: живопись, графика, плакаты, афиши, его творчество в советских газетах. Масштабное (в буквальном смысле) творчество Дейнеки с его сценами массового энтузиазма советских людей, несомненно, должно удивить и впечатлить испанцев.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 октября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: