Главная / Газета 28 Сентября 2011 г. 00:00 / Культура

Музыка на небесах

В Плесе прошел традиционный Левитановский фестиваль

МАЙЯ КРЫЛОВА, Плес

Левитановский фестиваль в Плесе – российский аналог популярных в мире камерных музыкальных смотров в небольших городах. Он происходит в момент «золотой осени». В этом году организаторы проекта не отступили от традиций: концерты на берегу Волги привлекли исполнителей и зрителей из разных регионов России.

Музыкант Алексей Гориболь – куратор фестиваля в Плесе.<br>Фото: АНДРЕЙ САФОНОВ
Музыкант Алексей Гориболь – куратор фестиваля в Плесе.
Фото: АНДРЕЙ САФОНОВ
shadow
Фестиваль родился от союза деловой хватки организаторов со своеобразием городка на Волге. С одной стороны, тут место волшебной красоты, славное великой рекой, резными домиками, легендой Левитана, вкуснейшим копченым лещом и отменной экологией. Недаром композитор Леонид Десятников сказал: «Плес – это Россия, которая ждет нас на небесах». Но это и «городское поселение» без промышленных предприятий с 3 тыс. жителей, живущее туризмом. А для приезжающих отдыхать Плес – повод для релаксации и объект ностальгии, что-то вроде барской дачи на воде, с приметами российской жизни до 1917 года.

Организатор фестиваля, мэр города Алексей Шевцов, решил совместить эти качества. Вместе с музыкантом Алексеем Гориболем он реализовал художественное событие, которое громко выражает городской «гений места». Понятно, что «в Плесе все должно быть левитановским, как в Зальцбурге все моцартовское». Так возник уютный, как пейзаж Исаака Ильича, проект, который в этом году проводился в четвертый раз. В зале Дачного театра имени Шаляпина уже как старые знакомые встретились завсегдатаи концертов. Кстати, публика проекта как нельзя лучше демонстрирует особенности города. Немногочисленная плесская интеллигенция и местный священник с семьей слушали музыку наряду с гостями: на фестиваль любят приезжать успешные рестораторы и главные редактора журналов, модные телеведущие из Москвы и бизнес-леди из Иванова. Постоянной концепции у смотра нет, куратор Гориболь каждый раз предлагает что-то новенькое, чередуя изысканную старину с терпкой современностью. В этом году фестивальные уик-энды возглавила тема Италии: часть музыкального дивертисмента навеяна Годом культуры этой страны в России. Впрочем, началось совсем иначе. Над Волгой с помощью солистов «Геликон-оперы», разлились звуки редко исполняемых «Кабаретных песен» Шенберга и Бриттена. Вдогонку полетели хиты Дунаевского, написанные для Любови Орловой и Леонида Утесова. Сделав заход в наши дни, концерт показал раннего Десятникова (кажется, это любимый автор Плесского проекта), с его классической оперой для детей «Витамин роста». Неожиданным для многих стал вечер «Кабаре Людмилы Петрушевской». Не все знают, что знаменитая писательница в последние годы выступает как певица, со своим ансамблем, чередуя немецкие песни и французский шансон.

В театре, где выступал Шаляпин, без оперной музыки обойтись нельзя. Вечер под названием «Кантилена» объединил трех певиц – выпускницу Молодежной оперной программы Большого театра Алину Яровую, Олесю Петрову и Елену Поповскую. Две последних приехали в Плес в разгар международной карьеры: Петрова (с ее «крутым» меццо, пробившим зал в арии из оперы «Адриенна Лекуврер») недавно имела успех на престижном певческом состязании в Кардиффе. А драматическое сопрано Поповскую, блистательно спевшую Лизу из «Пиковой дамы» и арию из «Манон Леско» Пуччини, после концерта отвезли в аэропорт: она полетела работать в Римскую оперу. Музыке и теме Италии был посвящен «Виртуозный инструментальный концерт», в котором московские музыканты выдали разнообразнейший репертуар, начиная с пьесы для клавесина, написанной на исходе Ренессанса. Увертюру к «Севильскому цирюльнику» доверительно сыграли в четыре руки на рояле. Бурный опус Вивальди под названием «Во гневе» прекрасно уживался с Сонатой для струнных, написанной Россини на тему грозы. А там добрались и до нежностей – медоточивой «Элегии» Боттезини и душевной «Баркаролы» Оффенбаха: звуки «плещущей» венецианской лагуны передали привет волжскому прибою.

Финальный концерт фестиваля, названный «Счастье мое …» был обозначен в программке как съезд «молодых музыкантов, лауреатов международных конкурсов». Тут царила праздничная эклектика. Гориболь рассказал, как Моцарт, продувшись в карты, продал Глюку мелодию для оперы «Орфей и Эвридика». Мастер контрабаса Григорий Кротенко исполнял транскрипцию танго «Утомленное солнце» на инструменте с барочными жильными струнами. Европейская оперная звезда Эндрю Гудвин (известный у нас по Ленскому в «Евгении Онегине» Большого театра) приехал в Плес на один вечер и сорвал овации: публика не смогла решить, что было лучше – его «Аделаида» Бетховена или «Констебль и мальчик со скрипкой» Бриттена. У виртуоза игры на баяне Владимира Розанова инструмент звучал, как скрипка Паганини и орган в соборе. Контртенор Олег Рябец пленил сладчайшими звуками женских персонажей из опер Перселла и Генделя. Дух Шаляпина, витающий в Дачном театре, наверняка одобрительно улыбнулся. И то ли еще будет: к следующему, пятому, фестивалю в Плесе собираются построить новый концертный зал «Левитан-холл».

Опубликовано в номере «НИ» от 28 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: