Главная / Газета 15 Сентября 2011 г. 00:00 / Культура

Звезды в «Киношоке»

Анапа приветствовала гостей юбилейного, XX кинофестиваля ливнем

НАТАЛЬЯ НУСИНОВА

В воскресенье, несмотря на проливной дождь, в Анапе стартовал XX по счету кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок». В основном конкурсе программы участвуют 14 полнометражных кинолент, из них три российского производства – «Дом на обочине» Антона Сиверса, «Шапито-шоу» Сергея Лобана и «Я тебя люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова. Всего в программе юбилейного фестиваля заявлено 115 фильмов.

Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА  «ДОМ НА ОБОЧИНЕ»
Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ДОМ НА ОБОЧИНЕ»
shadow
Президент «Киношока», режиссер Виктор Мережко, не смог лично присутствовать на юбилейном фестивале из-за перенесенной операции на суставе ноги и приветствовал собравшуюся публику с экрана. «Двадцать лет ждал этого события, и надо же, чтобы так случилось», – посетовал в видеообращении Виктор Иванович, но пообещал быстро выздороветь, чтобы через год непременно приехать на XXI «Киношок».

В состав жюри в этом году вошли: Али Хамраев (председатель), продюсер Владимир Досталь, писатели Андрей Битов, Виктор Ерофеев, Анатолий Королев и актриса Лариса Кадочникова. Основной конкурс юбилейного «Киношока» объединяет 14 фильмов стран СНГ и Балтии. Жюри, возглавляемое Али Хамраевым, должно принять решение о присуждении четырех призов, специального диплома и Гран-при фестиваля – «Золотая лоза». Также в рамках «Киношока» проходят конкурс короткометражных фильмов «Границы шока», суперконкурс «Неформат», в котором состязаются призеры прошлых лет, создатели авторских, новаторских по технологии и языку фильмов, конкурс телевизионных фильмов «ТВ-шок» (его судят исключительно зрители) и конкурс детских фильмов «Киномалышок».

Программа первого дня открылась уникальным 11-минутным фильмом Сергея Овчарова «Сочинушки». Этот талантливый, пронизанный юмором абсурда короткометражный шедевр, технически сохранившийся в плачевном состоянии, – своего рода русский лимерик или ожившие частушки, анимационно-игровая притча по мотивам сказки Ефима Честнякова, вдохновленная сюжетами русского лубка, росписью палехских шкатулок, духом русского фольклора. За ним в программе «Неформат» последовал фильм-завещание Владимира Кобрина «GraviDancЕ» – фильм о земном тяготении, посвященный Резерфорду, и одновременно философское размышление о современном человеке, преодолевшем законы гравитации, но затерявшемся во Вселенной и имеющем иллюзорный шанс на спасение лишь благодаря тому, что, как гласит финальный титр, «в физике, как и в жизни, итоги эксперимента непредсказуемы, и это вселяет надежду».

Основной конкурс фестиваля открыла казахская комедия «Жиде. Нежданная любовь». Эта история о том, что любви все возрасты покорны, могла бы быть смешнее и убедительнее в сценарном отношении. Прагматическое решение старого вдовца Калтая взять в дом хозяйку оборачивается для него внезапно вспыхнувшим чувством к гордой, перебравшейся в город, односельчанке, тезке поздно расцветающего в степи дерева Жиде (Наталья Аринбасарова). Главный козырь фильма – участие Жерара Депардье в роли этнического немца, живущего в Казахстане, – скорее не укрепляет, а подрывает кастинг, поскольку кажется художественно неоправданным решением. Режиссер Сабит Курманбеков пояснил на пресс-конференции, что эта картина – чисто продюсерский проект, к которому он был подключен на стадии, когда выбор актеров и натуры был уже завершен. А продюсер Сергей Азимов, в свою очередь, подчеркнул важность возрождения позитивной, легкой народной комедии для Казахстана. Вероятно, пути возрождения этого жанра следует искать не во Франции. Наиболее удачная сцена в фильме – момент, когда три старика в поисках невесты для друга отправляются в соседний поселок, но путь им преграждает строгий пограничник. Впрочем, отсутствие виз не мешает героям вместе с прочими нарушителями паспортного режима спокойно переправиться через речку в сопредельное государство. Реалии современной жизни и этнография – лучшая база для народной комедии.

Фильм «Возвращение поэта» известного армянского режиссера Арутюна Хачатряна, открывший программу «В фокусе – Армения», в аллегорической форме говорит о том, что в современном мире путь художника – это восхождение на Голгофу. Ваятель, созидающий памятник великому армянскому поэту и философу Дживани, везет статую через всю страну, где люди заняты своими повседневными делами, и мало кто думает о сохранении наследия культуры. Тем важнее напомнить об этом.

Опубликовано в номере «НИ» от 15 сентября 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: