Главная / Газета 30 Августа 2011 г. 00:00 / Культура

Венецианские антиподы

Завтра на острове Лидо стартует старейший в мире кинофестиваль

ЕЛЕНА ПЛАХОВА

Венецианский кинофестиваль, 68-й по счету, в этом году открывается «Мартовскими идами» Джорджа Клуни, а вслед за ним идет фильм «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского. Вот уж действительно, больших антиподов, чем два названных фильма, трудно придумать: в этом и состоит драматургия фестиваля, построенного на игре противоположностей.

Венецианский кинофестиваль откроется русским фильмом «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского.
Венецианский кинофестиваль откроется русским фильмом «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского.
shadow
Ни один другой кинофестиваль мира не может похвастаться таким солидным порядковым числом, как 68, – только Венеция. Старейший фестиваль в течение одиннадцати дней заполнит жизнь острова Лидо. И, несмотря на многие проблемы с инфраструктурой, нескончаемой перестройкой фестивального дворца и фатально отсутствующего кинорынка, все равно это событие привлечет толпы кинотворцов и кинодельцов. Заполнятся рестораны и магазины, отели и бары, пляжи и, разумеется, кинотеатры. Кончится фестиваль – и остров снова погрузится в спячку, тем более что закроется и курортный сезон.

Кинофестиваль существует не сам по себе. С конца позапрошлого века в Венеции проводятся Биеннале – выставки современного искусства и архитектуры. Именно в рамках Биеннале в 1932-м впервые состоялся фестиваль кино. Первое десятилетие он гнулся под пятой местного фашистского режима и немецких союзников: Геббельс, увидев в программе пацифистский фильм Алессандро Блазетти, даже угрожал режиссеру расстрелом. Но мрачные времена миновали, и за Венецией закрепился имидж обители левых идей и радикального искусства.

Директор фестиваля Марко Мюллер немало способствовал укреплению этой репутации, повышая планку художественных амбиций. Высока она оказалась и в этом году.

С одной стороны, политическая драма «Мартовские иды», сюжет которой строится вокруг избирательной кампании Говарда Дина – кандидата в президенты от Демократической партии в 2004 году. В фильме помимо самого Клуни снимаются Райан Гослинг, Мариса Томей, Филипп Сеймур Хоффман, Пол Джиаматти – настоящее актерское созвездие. С другой стороны – документальный фильм Виктора Косаковского, где в роли актеров слоны и киты, а тема сугубо философская: как живет человечество на разных полюсах Земли, расположенных строго по оси? Чтобы ответить на этот вопрос и осуществить свой проект, режиссеру пришлось объехать с камерой Аргентину и Гавайи, Иркутскую область и мыс Горн, Испанию и Шанхай, Новую Зеландию и Ботсвану…

Что ожидает жюри главного конкурса во главе с Дарреном Аронофски, чей «Рестлер» три года назад стал победителем в той же Венеции? Судя по всему, у жюри будет трудный выбор. Кого предпочесть? «Последний день на земле» культового американского автора Абеля Феррары с Уиллемом Дефо в главной роли или «Резню» Романа Полански со звездным квартетом в составе Кейт Уинслет, Кристофа Вальца, Джоди Фостер и Джона Си Рейли? В число фаворитов конкурса могут войти и греческие «Альпы» Йоргоса Лантимоса, тоже причисленного к звездам новой режиссуры после неординарного фильма «Клык».

У всех этих лент интригующие сюжеты, за которыми стоят актуальные темы современности: насилие, социальное неравенство, соблазны и опасности виртуальных технологий. Добавим в этот список «Терраферму» итальянца Эмануэле Криалезе о проблемах южных итальянских островов, на которые обрушилась массовая иммиграция с юга. И «Темную лошадку» Тодда Солондца – очередной шизоанализ американского общества. Не забудем об «Опасном методе» Дэвида Кроненберга. Речь идет о методе доктора Фрейда, и хоть тема довольно избитая, зато самого венского врача сыграл демонический Вигго Мортенсен, неотразимый Майкл Фассбендер воплощает образ его оппонента Карла Юнга, а Сабину Шпильрейн, нашу соотечественницу, ставшую между двумя знаменитостями, изображает Кира Найтли.

Уже из этого сочетания звездных имен можно предположить, что кинематографическая версия вряд ли будет близка к исторической, но в занимательности ей не откажешь.

Майкл Фассбендер помимо Юнга воплотит героя британского фильма «Стыд», не способного контролировать свою сексуальность. Это – новая работа Стива Маккуина, известного художника, блистательно дебютировавшего в режиссуре фильмом «Голод».

Список знаменитых актеров, которые соберутся на Лидо, пополнят Моника Беллуччи и Луи Гаррель: они сыграли в фильме Филиппа Гарреля «То лето страсти». А шпионский триллер «Жестянщик, портной, солдат, шпион» (по роману Ле Карре) представит когорта британских звезд во главе с Томом Харди и Колином Фертом. Вне конкурса пройдет «Зараза» Стивена Содерберга – триллер про врачей и с актерским трио, повторяющим «Талантливого мистера Рипли»: Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу и Джуд Лоу.

Венецианский пейзаж не обойдется и без российского кино. Помимо «Антиподов» в программу «Венецианские дни» включен фильм Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках» с Ольгой Дыховичной в главной роли. Официальным же российским участником большого конкурса станет «Фауст» Александра Сокурова. «Фауст», снятый по-немецки, – первый опыт участия режиссера в конкурсе Венецианского фестиваля.

Опубликовано в номере «НИ» от 30 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: