Главная / Газета 25 Августа 2011 г. 00:00 / Культура

«Это невиданный культурный геноцид»

Музыканты ведущего российского оркестра просят Минкульт избавить их от дирижера Горенштейна

ЕЛЕНА КЛЕПИКОВА, ЕКАТЕРИНА ТРИФОНОВА

Музыканты Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова (ГАСО) обратились с открытым письмом к министру культуры Александру Авдееву. В своем послании они сообщают, что отказываются работать с дирижером Марком Горенштейном, просят министерство принять меры и уволить маэстро с его должности. Артисты объясняют это «хамским поведением» и «постоянными угрозами» со стороны своего художественного руководителя.

Заставит ли Минкульт отдуваться маэстро за свои «прегрешения».
Заставит ли Минкульт отдуваться маэстро за свои «прегрешения».
shadow
«Ситуация, которая продолжается в ГАСО вот уже девять лет, достигла наивысшей точки кипения. Мы опасаемся за дальнейшую творческую жизнь поистине великого оркестра, – говорится в письме на адрес главы Минкульта. – Постоянные денежные штрафы, угрозы увольнения и некорректное обращение главного дирижера Горенштейна с музыкантами просто не оставляло многим выбора». По сведениям «НИ», просьбу об отставке народного артиста России подписали около 60 музыкантов.

Напомним, это уже не первая конфликтная ситуация, произошедшая с г-ном Горенштейном в этом году. В июне он был замешан в скандале на национальной почве во время Международного конкурса им. Чайковского в Санкт-Петербурге. Открытую репетицию, на которой дирижер в разговоре с музыкантами произнес в адрес одного армянского виолончелиста фразу «этот аул», транслировали в прямом эфире. Оргкомитет конкурса посчитал возмутительными слова маэстро, который, в свою очередь, принес свои извинения и немедленно ушел... на больничный.

Ситуация с письмом оркестрантов уже широко обсуждается как в СМИ, так и в Интернете. К примеру, на форуме музыкальных новостей развернулась бурная дискуссия на эту тему. Некоторые считают, что «у каждого свои недостатки», и музыканты погорячились, написав жалобу.

Но многие согласны с обратившимися в Минкульт и приводят такие аргументы, как профессиональная некомпетентность дирижера, его неуважительное отношение к членам оркестра и склонность к низким приемам вроде шантажа. Один из участников обсуждения пишет, что после опубликования письма Горенштейн начал обзванивать музыкантов оркестра и спрашивать каждого, была ли на документе его подпись. Если ответ был положительный, дирижер доходил до оскорблений и угроз.

Под руководством Горенштейна ГАСО перестал быть первым оркестром страны.
shadow Правдивость подобных фактов подтверждают сами музыканты и концертмейстеры оркестра. Они согласились рассказать корреспонденту «НИ» о том, как ситуация выглядит изнутри, однако предпочли сохранить анонимность. По их словам, события развивались не один год, и развивались не в лучшую сторону. За девять лет руководства Горенштейна были уволены 280 человек, причем порядка 60 – за последние сезоны 2010–2011 годов. «Это вообще в истории мировой оркестровой культуры невиданный геноцид, – посетовал один из концертмейстеров. – В любой цивилизованной стране такого дирижера уже давным-давно бы выгнали».

Одной из последних капель терпения стали весенние гастроли в Японию. Из-за произошедшей трагедии в эту страну отказались ехать западные оркестры. Вот и многих музыкантов ГАСО семьи банально не хотели отпускать в опасный регион. Горенштейн устроил что-то вроде голосования по поводу поездки и попросил каждого написать, «за» он или «против», уверяя, что никаких последствий для отказавшихся не будет и что сбор мнений нужен исключительно для статистики. В результате из 48 проголосовавших «против» были уволены 20 человек.

«ГАСО по статусу всегда был первым оркестром страны, – добавил «НИ» концертмейстер. – И из любого оркестра Москвы музыканты мечтали попасть в госоркестр. Так было всю жизнь. А за эти девять лет вы не найдете ни одного оркестра в Москве, куда бы люди не сбежали из госоркестра». И на это, уверяют музыканты, есть весомые причины. Две основные – это профессиональная несостоятельность маэстро и его абсолютно хамское отношение. На каждой репетиции музыканты подвергались оскорблениям и унижениям: доходило до того, что дирижер мог выгнать с репетиции беременную женщину или разбить чужой мобильный телефон. Обо всех остальных дирижерах – в том числе и о Светланове – Горенштейн постоянно отзывался крайне неуважительно.

Кроме того, коллектив теряет международный престиж. «Госоркестр является и всегда являлся музыкальным лицом государства, – подчеркивают наши собеседники, – поэтому, если на гастролях, скажем, в Нью-Йорке на репетиции происходит хамство, вы понимаете, как на это реагируют импресарио. В Швейцарии, когда были гастроли, импресарио специально подходил к директору и просил, чтобы художественный руководитель не орал на музыкантов. Потому что это, мягко говоря, не принято».

Что характерно, Горенштейна сами члены оркестра на должность художественного руководителя не выбирали. В прежние годы выборы осуществлялись путем конкурса дирижеров и голосования. Это мировая практика, которая у нас, однако, сейчас не применяется. Когда пришла пора назначения нового худрука, музыканты написали в Министерство культуры письмо с просьбой назначить Александра Лазарева, которого сам Светланов называл своим преемником. Из министерства пришел ответ, что просьба рассмотрена.. и художественным руководителем стал Марк Горенштейн.

«НИ» попытались получить комментарии по этому скандалу от самого г-на Горенштейна, однако нам так и не удалось сделать этого. «Марк Борисович находится на бюллетене, который он предоставил в министерство. После того, как он выздоровеет, конечно, руководство министерства встретится с ним и решит эту ситуацию», – сообщила нам пресс-секретарь Минкультуры Наталья Уварова, добавив, что в ведомство пришло несколько писем от маэстро, но пока лично с ним никто не встречался и не разговаривал.

Опубликовано в номере «НИ» от 25 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: