Главная / Газета 11 Августа 2011 г. 00:00 / Культура

Сладкая коллекция

Конфетные фантики выставляют в музее

ЕЛЕНА РЫЖОВА

Выставка «Серебряный век русского фантика», которая проходит в Политехническом музее, показывает, что обертки для конфет являются не только защитной оболочкой для кондитерского изделия, но и своеобразным документом, по которому можно изучать историю целой эпохи.

shadow
Еще столетие назад с помощью фантиков или оберток от шоколада маленькие и взрослые сладкоежки просвещались. Например, благодаря изображению на упаковке «конфекты» (так по дореволюционной орфографии назывались конфеты) можно было изучить обмундирование царской армии, «побывать» в различных городах России и рассмотреть архитектурные памятники, а также почитать фрагменты различных сказок или отрывки из «Мертвых душ» (серия, в 1921 году приуроченная к 100-летию со дня рождения Гоголя).

shadow Над созданием многочисленных «оберточных» сюжетов для крупнейших фабрик («Красный Октябрь», «Бабаевская», «Большевик») работали такие известные художники, как Врубель, Васнецов, Билибин, Апсит, Бельский и многие другие. Правда, как рассказал корреспонденту «Новых Известий» организатор выставки Игорь Смиренный, «предприниматели из-за жесткой конкуренции тщательно скрывали имена художников-оформителей». Мелкие производители сладкого лакомства приглашали, соответственно, малоизвестных художников. В любом случае каждая обертка «серебряного века» пусть и не является шедевром изобразительного искусства, но художественную ценность представляет.

В конце XIX – начале XX века российский кондитерский рынок находился в зените: красиво оформленные конфеты пользовались популярностью не только в родном отечестве, но и за рубежом. «Маленькие произведения искусства», как называют фантики, столетие назад, когда не было ни компьютеров, ни специальной техники, являлись шедеврами промышленной графики. Особенно они ценились среди коллекционеров (которых было немало) из-за того, что рисовались вручную – пером и кистью. После революционных событий 1917 года имена даже самых известных кондитеров оказались забыты более чем на 70 лет.

Как правило, стиль оформления фантиков соответствовал общим тенденциям изобразительного искусства того периода. Так, обертки украшали характерными для стиля модерн растительным орнаментом, дамами в платьях в пол, красочными пейзажами. Также был весьма популярен «неорусский» или так называемый «ропетовский» стиль (по имени архитектора Ивана Ропета), для которого были характерны изображения на упаковках русских красавиц, героев отечественной истории, портретов известных писателей и поэтов, сказочных персонажей. Особой популярностью пользовались исторические темы. Поэтому на упаковках кондитерских изделий «отмечались» 100-летие победы над французами в Отечественной войне 1812 года, 300-летие дома Романовых и другие важные исторические даты.

Опубликовано в номере «НИ» от 11 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Сто лет назад он был варягом, она - принцессою была


«Все горит огнем, но нет тепла...»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Василия Попова и Владимира Кострова

Станислав Садальский- об Алексее Петренко:«Не стало бриллианта нашего кино»


Не стало Алексея Петренко. Светлая память...

Сергей Снежкин, Павел Санаев и Юрий Кара поделилилсь своими чувствами об ушедшем друге

Были маленькими и лишними, а потом они полюбили...

Диляра Тасбулатова оценивает две кино-сенсации февраля - «Ла ла ленд» и «Патерсон»

Главный приз Берлинале получил фильм о красивой истории любви на скотобойне


«Как будто с партитурой горнею художник вымысел сроднил»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Олесю Николаеву и Юрия Зафесова

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: