Главная / Газета 10 Августа 2011 г. 00:00 / Культура

В предлагаемых обстоятельствах

В Выборге открылось «Окно в Европу»

ОКСАНА ГАВРЮШЕНКО

В Выборге, где проходит XIX фестиваль российского кино «Окно в Европу», по-балтийски ветрено и прохладно. Лишь вечер открытия порадовал участников и гостей фестиваля солнечной погодой, когда началось традиционное праздничное шествие кинематографистов от гостиницы «Дружба» к кинотеатру «Выборг Палас». Перед кинотеатром – Аллея звезд, вокруг черно-белые мимы, гуттаперчевые и очень «кинематографичные», – оммаж эпохе великого Чаплина. Духовой оркестр, воздушные шарики и красная лестница, по которой поднимались Андрей Смирнов и Роман Балаян, Вадим Абдрашитов и Валерий Баринов, Филипп Янковский и Юлия Пересильд, Александр Пашутин и Анна Старшенбаум.

Сценарий дебютной картины Андрея Зайцева «Бездельники» строится на песнях Виктора Цоя.<br>КАДР ИЗ ФИЛЬМА «БЕЗДЕЛЬНИКИ»
Сценарий дебютной картины Андрея Зайцева «Бездельники» строится на песнях Виктора Цоя.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «БЕЗДЕЛЬНИКИ»
shadow
На открытии президент фестиваля «Окно в Европу» Армен Медведев вспомнил, как 19 лет назад создатели форума «надеялись на веру и любовь жителей Выборга. Это было трудное время, но они начали этот фестиваль. Эта вера поддерживала нас все это время». На экране появилась архивная съемка 1994 года, где композитор Микаэл Таривердиев, стоявший у истоков выборгского фестиваля, говорит о надежде на то, что российское кино вернется к принципам гуманности и вновь сможет исцелять зрителей. Пронзительные слова горькие, а надежда все еще призрачна. Фортепианной прелюдией «Последний романтик» в исполнении Алексея Гориболя фестиваль отдал дань памяти Микаэлу Таривердиеву. А на следующий день в Театре драмы и кукол «Святая крепость» состоялся вечер, посвященный композитору, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.

Фильмом открытия фестиваля стала картина Карена Оганесяна «Пять невест», также входящая в конкурсную программу «Осенние премьеры». Микст из штампов советских комедий 1940-х и боевых киносборников сложно назвать удачным. Натужный юмор, откровенная пошлость, фальшивость и лубочность самой конструкции вроде бы очевидны. Но… зрителям нравится. Актеры Данила Козловский, Лиза Боярская, Светлана Ходченкова, Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Валерий Золотухин, Марина Голуб честно отрабатывают свое. Комедия – самый сложный жанр, комедия из времен 1945-го – архисложная задача.

Мелодрама «Долина роз», снятая в копродукции Россия – Латвия, должна нравиться женской аудитории. Курортная, лирическая любовная история, действие развивается на морском берегу, в заглавии фильма – название рыбацкой таверны. Актеры хороши собой – Анатолий Белый, Оксана Фандера, Юлия Снигирь, Виталий Хаев. Ничего оригинального, все на нюансах и сантиментах, вечная тема «мужское-женское», отличная операторская работа Андрея Каторженко. Как признается сам режиссер Дмитрий Черкасов, «мы не боялись быть искренними, потому что сегодня – это роскошь».

Еще один эксперимент в комическом жанре поставлен в фильме «Криминальные обстоятельства» Владимира Карабанова, где менты, бандиты и банкиры действуют в привычно-неразрывной связке. Здесь сплав традиций «немой комической», водевиля и комедии дель-арте выдает совсем странный продукт, от которого в памяти остается лишь феноменальный визг, которому равно предаются как женские, так и мужские персонажи.

Пока атмосферно выдержанным, в рамках своего жанра, остается элегический дебют Андрея Зайцева в игровом кино – «Бездельники», где сценарий придуман по ранним песням Виктора Цоя. Состояние души, которой от 16 до 20 лет. Молодые люди встречаются, проводят «квартирники», поют и пьянствуют, знакомятся с девушками и мучительно переживают безответную любовь. Они болеют за наших футболистов в полуфинальном матче с Голландией, и кадры эти документальны. Здесь вообще многое взято из жизни, не надуманно. Песни «Восьмиклассница» и «Мама анархия» сами создают настроение и ведут за собой, а актеры – Антон Шагин, Александра Тюфтей, Полина Филоненко и Андрей Шибаршин – естественны и предельно органичны в предлагаемых обстоятельствах…

25-летний юбилей фильма Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра» – знаковое мероприятие «Окна в Европу». Это один из фильмов, который стал «оправданием перестройки», как верно заметил Армен Медведев. Тогда, в 1985-м, все было против картины о мальчике-«санитаре»: и редактура «Мосфильма» возражала, и напряжение вокруг картины росло. Благодаря заступничеству Армена Николаевича фильм увидел свет. А посмотрели его в СССР 17 миллионов 600 тысяч зрителей.

Опубликовано в номере «НИ» от 10 августа 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: