Главная / Газета 18 Июля 2011 г. 00:00 / Культура

Невеселые ребята

На «Славянском базаре» «фанера» взяла верх над искусством

КОНСТАНТИН БАКАНОВ, Витебск

В белорусском Витебске завершился фестиваль «Славянский базар». К церемонии закрытия в конце минувшей недели съехались Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе, Елена Ваенга и многие другие. И если звезды выступили в основном вполне предсказуемо, то итоги конкурса молодых исполнителей вызвали немало вопросов. Впрочем, это уже тоже становится традицией «Славянского базара».

Несмотря на недавний скандал, на концерте Валерия Меладзе был аншлаг.
Несмотря на недавний скандал, на концерте Валерия Меладзе был аншлаг.
shadow
Конкурс молодых исполнителей в Витебске из года в год кажется поначалу не слишком интересным мероприятием, однако «по ходу пьесы» превращается в самое интригующее. Гран-при в Витебске чаще всего достается представителям Белоруссии или России. Следить за тем, как это происходит, весьма увлекательно. В этом году жребий распорядился так, что россиянка Мари Карне и белоруска Алена Ланская выступали в оба конкурсных дня соответственно первой и второй (всего было 20 конкурсантов). В первый конкурсный день белоруске поставили высшие баллы (десятки) все судьи, кроме одного, а во второй – вообще все без исключения. Таким образом, судьи заранее не дали шанса аж 18 участникам. Отлично выступавшие представители Молдавии, Украины и реальный лидер (он получил приз российской прессы) Алишер Каримов из Казахстана еще до выхода на сцену поняли, что приехали в Белоруссию исключительно как туристы. Ланская – красивая девушка с неплохим голосом – пожалуй, могла бы войти в число лучших, но столь безоговорочная победа, увы, породила очередной скандал (а ведь Александр Лукашенко в своей речи на открытии сказал, что фестиваль славен как раз отсутствием скандалов).

На закрытии Ланская спела песню «Я за тебе молюся, Беларусь». В связи с этим вспомнилось, что в последнее время белорусский лидер стал очень активно покровительствовать патриотическим песнопениям своих подданных. Исполнители о родине довольно быстро продвигаются на здешней эстраде.

Кстати, перед началом конкурса представителя России в жюри Вячеслава Добрынина заменили на композитора Олега Иванова. Правда, произошло это из-за неважного самочувствия Вячеслава Григорьевича. Еще до конкурса у Добрынина в Витебске был «спецконцерт»: «доктор шлягер» стал своеобразным «бригадиром» на одном из «сборников». Это ноу-хау юбилейного «Славянского базара», хотя ничего необычного в такого рода концертной форме нет: в Москве значительная часть поп-концертов проходит как «сборники», разница лишь в том, чья фамилия выведена на афише крупнее. Эдакий «музыкальный паровоз».

В традиционных славянобазаровских пресс-конференциях (тут они называются «Звездными часами» и почему-то намного душевнее и откровеннее московских) в этом году было много ностальгии. Пугачевой на фестивале нет уже несколько лет, но ее дух витал в этом году как-то очень отчетливо. Тот же Добрынин рассказывал журналистам, в частности, о гражданском муже Пугачевой. Не мог без нее обойтись и разговор с руководителем ансамбля «Веселые ребята» Павлом Слободкиным, ведь именно в этом коллективе когда-то начинала юная Алла. Слободкин, впрочем, ничего нового не открыл: она неординарная, она необыкновенная, «вне конвейера» и так далее. Правда, рассказал, что поспорил когда-то с Леонидом Утесовым о том, что Пугачева скоро станет успешной. И спор выиграл. Ну и еще Слободкин подметил немаловажную для нынешних артистов вещь: Алла Борисовна – «глубокая драматическая актриса». О том, что коллектив взрастил таких ярких музыкантов, как Градский, Малежик, Барыкин, Глызин, Матецкий, Буйнов, руководитель ВИА не жалеет. Его больше беспокоит, что в молодости он дал ансамблю название, «не подумав, что буду старым». Сегодня слово «ребята», по мнению Слободкина, не очень сочетается с теми, «кому за 50».

Новый состав «Веселых ребят», однако, выступил в Летнем амфитеатре: все хиты ансамбля («Ой, напрасно, тетя», «Розовые розы Светке Соколовой» и т.д.) – в режиме попурри и, как полагается, под фонограмму. Публика визжала от удовольствия. «Фанеру» здесь объясняют традиционной необходимостью качественной телесъемки. Логика в этом есть: на одном из прошлых фестивалей Ларисе Долиной и еще кому-то захотелось спеть живьем на большом сборном концерте. Спели. Звук не то что гулял – он вырубался. В итоге «живой» артист находится в куда более дурацкой ситуации, чем фонограммщик. Долина смирилась, но у нее случилась теперь другая беда: в песне Time Waits for Nobody, которую она исполняла с солистами белорусской оперы, она не очень хорошо помнила слова, поэтому снова получилось некрасиво. А Лариса Александровна в последнее время и так замыкается в себе и нервничает похлеще Земфиры.

Главным борцом за живой звук выступила в этом году, как ни странно, Елена Ваенга. На репетиции закрытия она по полной программе сражалась за право как следует отрепетировать свой номер: мол, «фанерщики» репетировали много, а на кой им, дайте мне время. Времени не дали, вышел скандал. Но знаменитую «Катюшу» она все-таки спела.

Ваенга предстала перед витебской публикой простой как две копейки. Школа той же Пугачевой, а также Лолиты Милявской. Но при этом артистка выглядела на своем «сольнике» растерянно-несуразной. Ваенга похвалила местную минералку (возможно, даже безвозмездно), а еще, ностальгически вздохнув, прозой спела оду боржоми: «Ах, у вас же есть боржоми…» Она сближалась с публикой так, как не сближался никто, и так как сближаться артисту нельзя в принципе, и забывала слова, а потом вдруг превращалась в эдакого медиума – сообщала, что в зале есть люди, которые ее ненавидят, и «хорошо, что они сейчас встали и ушли». Или вот, например, из-за своего желания выложиться по полной программе она чуть не сорвала следующее мероприятие – в амфитеатре концерт, посвященный столетию хора имени Пятницкого с прямым телеэфиром (кстати, он стал одним из главных событий «Славянского базара» хотя бы потому, что легендарный и профессиональный коллектив вот уже не одно десятилетие попросту не виден за чередой всяческих звездулек). Елена Ваенга чуть не лишила хор единственной возможности показаться на широкой аудитории: ее выгоняли со сцены чем только можно. Когда до эфира осталось меньше часа, а Елена все не уходила за кулисы, побледневшие администраторы за сценой стали креститься.

Впрочем, Ваенга не собрала столько цветов и оваций, сколько собрал Валерий Меладзе. Любит наш народ (в данном случае белорусский народ) поддержать артиста после того, как он сорвется и распустит руки. Валерий Меладзе, конечно, не Филипп Киркоров, куда адекватнее, но тот поток цветов, поцелуев и нашептываний артисту на ушко, который получил на этом «Базаре» Меладзе, может заставить артистов и их пиарщиков крепко призадуматься: а не навалять ли кому-нибудь звездных люлей. Желательно женщине. И желательно ее унизив. Рейтинг-то вон как растет! Поклонников море. Такое ощущение, что любители поп-музыки у нас – эдакие латентные фанаты кикбоксинга в извращенной форме: мужик-артист против подвернувшейся под руку женщины. Болеют исключительно за первого. Меладзе, кстати, отработал концерт со своими музыкантами на высоком уровне: по количеству хитовых песен с ним в поп-секторе шоу-бизнеса по сей день мало кто может сравниться.

«Сайд-программ» на этом «Базаре» было мало. Из настоящих музыкальных откровений в этом году можно выделить разве что шоу барабанов «Боги ритма». Белорусы, поляки и литовцы, специализирующиеся исключительно на ударных инструментах, закатили шоу, завершившееся джем-сейшеном. Кроме этого, отдушиной для интеллектуалов стало выступление Александра Филиппенко, познакомившего в своей неповторимой манере публику с персонажами Гоголя, Зощенко и Довлатова. Правда, без казуса не обошлось. Подвыпившие девушки с бейджиками, которым, очевидно, нужно было закрыть театр после выступления актера, сначала долго и громко интересовались, кто это такой, потом сошлись во мнении, что Филиппенко никому особо не интересен («Все сейчас на Меладзе»), а когда, наконец, уселись, то... включили плейер и, пока Александр Георгиевич рассказывал что-то о Чичикове, с упоением слушали свое. Для бухтящих на тему «Ну и молодежь пошла...» просто картина маслом.

Опубликовано в номере «НИ» от 18 июля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: