Главная / Газета 8 Июня 2011 г. 00:00 / Культура

Оторваться по-дворянски

Фестиваль «Усадьба. Джаз» собрал самых интересных музыкантов России

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Мультижанровый фестиваль «Усадьба. Джаз» набирает обороты год от года. Благодаря удивительному чутью и тонкому вкусу отборщиков, а также идеальной погоде в минувший уикенд мероприятие превратилось в настоящий праздник для эстетов. Необычная, но неизменно качественная музыка на фоне залитой солнцем усадьбы «Архангельское», кальяны и вино – все это стало бальзамом на душу тем, для кого агрессия или пошлость чужды. Особенно на отдыхе.

Группа Billy’s Band выступила на центральной площадке фестиваля.
Группа Billy’s Band выступила на центральной площадке фестиваля.
shadow
На «Усадьбе. Джаз» работали пять площадок, из которых только одна – «Аристократ» – была истинно джазовой. Туда съехались основные гастролеры – Роберт Гласпер, Джон Скофилд, Puppini Sisters и еще несколько проектов, а также наши Алекс Ростоцкий, «Фонограф», оркестр МВД под управлением Феликса Арановского и другие коллективы.

Центральной стала площадка «Партер», где базировались главные хедлайнеры «Усадьбы. Джаз». В первый день здесь оказались в центре внимания Женя Любич, расширенный состав группы Billy’s Band и Нино Катамадзе. Во второй – «Браво», биг-бенд Игоря Бутмана и Лакки Петерсон.

Питерская девушка Женя Любич стала известна в России благодаря эстетскому, свободолюбивому и немного хулиганскому французскому музпроекту Nouvelle Vague, где вокалистки сменяют друг друга гораздо чаще, чем в группе «Виа Гра». До того как попасть во французский коллектив, она пыталась пробиться сквозь бетон российского шоу-бизнеса, но увы... Сделать музыкальную карьеру в России через Париж – это необычно, поэтому Любич с ее сотнями уже написанных песен все-таки заметили в эстетско-музыкальных кругах, кое-где даже поставили в ротации, а на «Усадьбе. Джаз» девушка доказала, что может вырасти в большую артистку. Музыканты тоже подобрались под стать: один только гитарист Стас Березовский, отыгравший в «Сплине» в годы расцвета этой группы, чего стоит!

Любич играет то, что принято называть инди-музыкой. То есть нечто неизведанное, загадочное, необычное и независимое. В чем-то она напоминает Зою Ященко из «Белой гвардии», которая выросла из авторской песни. История с Ященко в свое время оказалась парадоксальной до невозможности: медиатехнологии развивались семимильными шагами, но титульную песню «Белая гвардия» в 1990-е все равно передавали только из уст в уста и до сих пор напевают где-то по вагонам и переходам. Примерно то же может произойти и с некоторыми песнями Жени Любич – например, с «Галактикой» (впрочем, на нее уже снят клип), или с «Письмом президенту», или с произведением «Ты оставил мне свою футболку, оставил мне свои носки». Как и у «Белой гвардии», несмотря на социальную и бытовую направленность некоторых названий песен, произведения у Любич нежные и поэтичные.

Еще одна девушка, которую можно назвать открытием уходящего музсезона, была отправлена организаторами на дальнюю площадку «Берег» – это Gorchitza. Появление рыжеволосой украинки с интересной для столичной аудитории фамилией Московка на «Усадьбе. Джаз» – большая неожиданность. Этот проект с европейского уровня электронным саундом и очень неплохими англоязычными текстами (на самом деле «мозг» проекта – не Алла Московка, а композитор Алексей Лаптев) скорее сгодился бы для облагораживания музыкального поп-мейнстрима России, чем для околоджазового фестиваля. Gorchitza накануне попала в число номинантов на «Прорыв года» по версии премии «Муз-ТВ», но появилась не в «Олимпийском», а в Архангельском с очень непродолжительным сетом. Для «приусадебных» песнопений команда выбрала то, что ближе всего к джазу (оказывается, и такое у них есть).

Автор песни «Еду в Магадан» Вася Обломов – тоже персонаж довольно известный и из числа недавно появившихся. Осилив наконец-то работу над своей дебютной программой, он теперь может выступать с полноценными сетами. Правда, и Обломова не пустили на главную площадку: во второй день он закрывал работу сцены «Livejournal». На сцене «Каприз» самым эффектным оказался сет Карла Хламкина. Когда-то давно музыкальный издатель и лидер «Мегаполиса» Олег Нестеров пытался протолкнуть в России такое понятие, как «альтернативный шансон» или «шансон с человеческим лицом». Как и многие хорошие начинания, усилия Нестерова не дали коммерческого успеха, зато подарили несколько интересных имен – в частности, Олега Хоронько и вот Карла Хламкина. «Бомжи поджигают ночь!» – хрипел Карл, тоже чем-то отдаленно смахивающий на бродягу. Однако бородатое лицо Хламкина было одновременно и человеческим, а сет получился остроумным и позитивным: одна из зрительниц даже забралась на сцену, дабы пообниматься с музыкантом. Брутальным, но одновременно обаятельным мужским началом она явно была очарована.

А вот хедлайнер первого дня Нино Катамадзе немало озадачила своим выходом, который серьезно задержался. Звезда «поп-джаза», как всегда, продемонстрировала отличную вокальную форму, но состояние Нино было, скажем так, загадочным. Если Gorchitza признавалась, что перед выходом на сцену «заправилась» виски, то в какие дали и на каком топливе улетела Катамадзе, бог весть. «Какая разница, что мы будем петь?», «Надо как-то провожать солнышко», «Как-то хочется бли-и-иже...», «Не скучайте. Пожа-а-алуйста». Если бы на «Усадьбе. Джаз» была Жанна Агузарова, она бы обзавидовалась тому блаженному состоянию космической невесомости, в котором пребывала Нино. Впрочем, шаманить вокалом (а точнее о песнях Катамадзе и не скажешь) так даже удобнее. А публика, которая, укрываясь пледами, сидела на газонах, неспешно курила кальяны и распивала вино из бутылок, под песни грузинки на фоне залитых заходящим солнцем дворцов окончательно расслабилась. А больше человеку со вкусом ничего и не требуется.

Опубликовано в номере «НИ» от 8 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Сто лет назад он был варягом, она - принцессою была


«Все горит огнем, но нет тепла...»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Василия Попова и Владимира Кострова

Станислав Садальский- об Алексее Петренко:«Не стало бриллианта нашего кино»


Не стало Алексея Петренко. Светлая память...

Сергей Снежкин, Павел Санаев и Юрий Кара поделилилсь своими чувствами об ушедшем друге

Были маленькими и лишними, а потом они полюбили...

Диляра Тасбулатова оценивает две кино-сенсации февраля - «Ла ла ленд» и «Патерсон»

Главный приз Берлинале получил фильм о красивой истории любви на скотобойне


«Как будто с партитурой горнею художник вымысел сроднил»

Поэт - о поэтах: Сергей Алиханов представляет Олесю Николаеву и Юрия Зафесова

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: