Главная / Газета 3 Июня 2011 г. 00:00 / Культура

«Я не готова быть балериной на пенсии»

Актриса Алена Яковлева

Елена МИЛИЕНКО

Актриса Алена Яковлева 2 июня отметила свой юбилей. Вопреки сложившейся традиции она не стала устраивать бенефис в театре, а просто собрала друзей и коллег в уютном ресторане. О песне, которую она спела для гостей, о премьере в Театре сатиры и о своих любимых сценических работах Алена ЯКОВЛЕВА рассказала корреспонденту «Новых Известий».

Фото: ИГОРЬ КОТОВ
Фото: ИГОРЬ КОТОВ
shadow
– Алена, чем обусловлено ваше нежелание отмечать юбилей на сцене родного театра?

– Просто в свой юбилей мне хотелось не работать, а отдыхать. Мы с друзьями подготовили интересную программу вечера. Все мои друзья очень талантливые люди: мы сделали пародию на передачу «Женский взгляд», фотофильм, подготовили нарезку из моих спектаклей, кино- и телеработ, придумали «капустник». Сама я не собиралась ничего делать, хотела, чтобы в этот день радовали меня. Хотя один номер все-таки приготовила – спела песню о театре. Ее написал актер Игорь Карташов. Мы снимались с ним в сериале «Склиф», и я сказала, что очень хочу спеть, но не готова к этому, поскольку актриса я по большому счету непоющая. И Игорь предложил мне свою новую песню на стихи Валентина Гафта, за что я бесконечно ему благодарна. В общем, было много интересного. А в театре справлять юбилей я не хотела, потому что еще не готова быть балериной на пенсии.

– Судя по количеству театральных и киноролей до пенсии вам еще далеко. И роли замечательные. Взять хотя бы леди Торренс в спектакле Театра сатиры «Между светом и тенью».

– Эта роль мне очень нравится. Во-первых, я давно не работала с такими хорошими режиссерами, как Юрий Иванович Еремин. А во-вторых, всю жизнь хотела сыграть именно Теннесси Уильямса. Он очень сложный, но это мой автор. В его пьесах есть такой внутренний надлом, такая нервная энергетика, которые мне гораздо ближе, чем чеховская какая-то история, которая, на мой взгляд, более бытовая. Мне всегда хотелось сыграть именно Теннесси Уильямса. Спектакль получился очень интересный. Но его сложно играть еще и в том смысле, что зрители ждут комедии.

– Видимо, такой зрительский стереотип сложился по отношению к вашему театру.

– Да, люди считают, что если это Театр сатиры, то им обязательно покажут комедию. И когда мы начинаем разыгрывать драму, то для зрительского восприятия это оказывается довольно сложно. И поначалу приходится преодолевать некий барьер. Но затем публика прекрасно его принимает, потому что спектакль, на мой взгляд, просто великолепный. И я считаю его для себя подарком.

Фото: ИГОРЬ КОТОВ
shadow – Можно предположить, что эта роль станет для вас столь же любимой, как Катерина Ивановна из одноименного спектакля театра «Модернъ»?

– Роль Катерины Ивановны стала для меня знаковой, хотя я не люблю этого слова. Несмотря на то что за годы работы в театре я переиграла очень много ролей, эта вообще ни на что не похожа. Достаточно сказать, что сама проза Леонида Андреева – это такое прохождение от света к тени. Врагова (Светлана Врагова – художественный руководитель театра «Модернъ». – «НИ») долго искала актрису на главную роль, потому что в спектакле надо постоянно меняться. Идет своеобразное перерождение героини от некой инфернальности, где она просто раба любви, до авангарда с очень сложным танцем Саломеи, который героиня исполняет в конце спектакля, а затем сходит с ума и умирает. Он идет почти четыре часа, и все это время героиня на сцене. Это требует огромных сил и эмоций, требует затрат душевных и физических. Кто-то из моих знакомых сказал: «Когда ты начинаешь спектакль, создается ощущение, что тебе лет 25, а к концу тебе все 80 и ты глубокая старуха». Такой огромный диапазон и перепад состояний. Раньше я отдыхала день перед спектаклем и день после него, настолько сложно было его играть. А сейчас мне легче, потому что уже есть опыт и накопление собственной боли. То есть если мне не хватает физических сил, то моя личная боль выводит меня в правильном направлении.

– Не секрет, что у нас мало драматургии для актрис среднего возраста. И многие театральные актрисы страдают от незанятости.

– Я этого не ощущаю. Более того, например, в июне у меня нет ни одного свободного дня. Вообще ни одного выходного. Десять спектаклей и порядка пятнадцати съемочных дней. У меня одновременно по два-три кинопроекта: сериалы, телефильмы, полный метр, и я всегда нахожу в них что-то интересное. Действительно, хороших ролей очень мало, и счастье, когда материал дает возможность сказать что-то новое. Например, я с удовольствием снималась в фильме «Чудо». Отличная комедия! И работать с Олесей Железняк, Леонидом Громовым и со всей съемочной группой было радостно, весело и чудесно. В том же году в фильме «Услышь мое сердце» играла бомжиху-алкоголичку. И таких историй у меня была масса. Сейчас снимаюсь в полном метре, в фильме «Быстрый шаг» о ребятах, которые занимаются бальными танцами. Очень простая, человеческая история. Про любовь, про взаимоотношения, про предательство ради карьеры. Фильм очень романтический. Знаете, так надоело смотреть всякую чернуху, где сплошная стрельба и море крови. Не люблю подобные фильмы и считаю, что для нашей жизни это не нужно. Это псевдореализм, который уже давным-давно не имеет никакого отношения к жизни. Но это считается модным и с такими фильмами можно поехать на фестиваль. Гражданская позиция авторов этих картин заключается в том, чтобы показать, как тяжело жить, а не в том, чтобы что-то изменить в этой ситуации. Я не говорю, что все должно быть приглажено и прекрасно. Но должен существовать какой-то свет, а не только бесконечный гроб. Вот, например, мы снимаем очень позитивный сериал «Склиф» про врачей, где я играю начальника медслужбы, а главврача – Эммануил Виторган. И еще скоро должен выйти очень хороший 16-серийный телевизионный проект «220 вольт любви». В нем люди существуют вместе с мультяшками – пылесосом и телефоном. Действие происходит в продюсерском центре, которым руководит моя героиня.

– У вас такой энергичный характер. Видимо, благодаря ему вы не испытываете дефицита ролей. Другая актриса будет сидеть, плакать и говорить, что для нее нет подходящего материала...

– Просто я не могу себе позволить сидеть и сокрушаться по поводу житейских неурядиц. Потому что на мне лежит ответственность за многих людей, в том числе за маму и ребенка. Конечно, бывают депрессии по ночам, как у всех. Тем более у женщины моего возраста. Но я себя так воспитала, что в нужный момент могу собраться. То ли в силу каких-то своих внутренних ощущений, то ли в силу легкости характера. Я бы никогда не построила себе дом, если бы сидела и ждала какой-то помощи. Это было сложно, трудно, пришлось много работать. Но я поставила перед собой задачу и выполнила ее. Можно сказать, что решила этот вопрос ценой собственного здоровья, но теперь получаю от этого удовольствие. И спасибо моим подругам и друзьям, которые мне очень помогли. Я считаю, что для того, чтобы что-то получить, надо сначала во все это вложиться. Нельзя все время ждать подарков судьбы.

– На мой взгляд, подарком судьбы для актера можно считать и приглашение на работу в Театр сатиры, на сцене которого вы играете уже 26 лет. Не появилось чувство усталости от одного театра?

– Вы знаете, скорее не усталость, а что-то другое. Например, я понимаю, что такой роли, как в пьесе Тенyесси Уильямса в какое-то ближайшее количество лет мне больше не видать. Но, к счастью, я загружена в кино, а если мне чего-то не хватает, то сама себе придумываю занятие: делаю программы, играю в антрепризе, в спектакле театра «Модернъ». И мне просто некогда думать о том, чтобы перейти в другой театр. А потом, когда театр становится твоим домом и твоей семьей, то ты воспринимаешь его со всеми неприятностями и болячками. Я уже смирилась с тем, что у нас все не так радужно и благополучно. Прекрасно понимаю, что, в общем, все не так просто. И не могу сказать, что не переживаю по этому поводу. А что делать? Ведь здесь есть люди, с которыми я связана много-много лет. Это, во-первых. Во-вторых, у меня есть любимые спектакли, любимые роли. И я пока не вижу для себя другой жизни. Я привыкла к этому театру и вряд ли смогла бы с ним расстаться. Может быть, что-то произойдет и будет совсем тяжело. Не знаю. А пока я не понимаю, как смогу без этого жить.


«Всегда оставайся такой же молодой и прекрасной»

Вчера Алена ЯКОВЛЕВА отметила юбилей. С круглой датой актрису поздравляет актер Михаил ДЕРЖАВИН:
– Дорогая Алена! Ты прекрасная актриса. Мы вместе сыграли во многих спектаклях, которые стали классикой в Театре сатиры, и до сих пор продолжаем играть. Когда я представляю тебя публике, я произношу свою знаменитую фразу: «Это Аленочка Яковлева – первая дочка второго мужа моей первой жены». При этом половина зала начинает ломать голову. Поздравляю тебя с днем рождения. Всегда оставайся такой же молодой и прекрасной. Желаю быть такими же прелестными актрисами всем студенткам театрального института, где учится твоя дочь. Желаю счастья, успехов в семейной и личной жизни.
Видеопоздравление смотрите на сайте «Новых Известий» WWW.NEWIZV.RU

Опубликовано в номере «НИ» от 3 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: