Главная / Газета 1 Июня 2011 г. 00:00 / Культура

«Главное – доброжелательность атмосферы»

Директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров Лолита Сильвиан

Илья ОВЧИННИКОВ

В Москве 3 июня в Колонном зале Дома союзов стартует Шестой фестиваль симфонических оркестров мира. Его гости – коллективы и дирижеры мирового класса; за пульт станут Хория Андрееску, Пинхас Штейнберг, Юрий Кочнев, Кшиштоф Пендерецкий и Владимир Спиваков. Гостями форума будут оркестры из Восточной Европы, каждый из которых уделит особое внимание музыке своей страны. Новая страница в афише фестиваля – участие стипендиатов Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова. О том, как возникла эта идея, рассказала директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров Лолита СИЛЬВИАН.

shadow
– Лолита Анатольевна, в прежние годы в программах фестиваля солисты практически не участвовали. Как возникла идея пригласить стипендиатов Фонда Владимира Спивакова?

– Все началось с давней истории. Будучи студенткой Одесской консерватории, я узнала, что в Кишинев приезжает Владимир Спиваков с сольным концертом. Мы с сокурсниками отправились туда, но билетов уже не было. Нам удалось узнать, где остановился маэстро, и разыскать его. Он не удивился, спросил только: «Сколько вас? Двенадцать? Приходите, я встречу». Когда мы подошли к залу, вокруг него было столпотворение, однако маэстро не забыл о нашей просьбе – вышел и попросил нас пропустить. На вопрос «Куда же мы их посадим?» он ответил: «Ну, хотя бы на сцену». Сейчас я понимаю, что это была одна из тех встреч, которые формируют людей. Когда я напомнила маэстро тот день, он едва ли его вспомнил – для него это обычная ситуация. А я с ощущением восторга и преклонения жила практически всю сознательную жизнь и долго не могла решиться предложить Владимиру Теодоровичу выступить на фестивале. Но идея пригласить стипендиатов его фонда зрела у меня давно; Спиваков с готовностью на нее откликнулся, и стало очевидно, что закрывать фестиваль должен возглавляемый им Национальный филармонический оркестр России.

– Как среди многочисленных стипендиатов фонда отбирались участники фестиваля?

– В этом мы полностью положились на руководителей фонда, оговорив лишь одно условие: пьесы, которые играют стипендиаты, так или иначе должны соотноситься с программами оркестров. Надеюсь, каждая программа будет производить достаточно целостное впечатление. Конечно, детям будет непросто выступать с оркестрами после одной репетиции, но будущие артисты должны быть готовы к такой ситуации. Главное – доброжелательность атмосферы.

– Привлекательная черта фестиваля в нынешнем году, как и в прошлом, – наличие объединяющей идеи: сейчас его гостями станут оркестры Восточной Европы, год назад – коллективы стран Азии. Как рождаются подобные идеи, какую роль в этом играют экономические соображения?

– Дело не в экономических соображениях, и я не вполне согласна с тем, что только в программах последних двух фестивалей присутствует общий принцип: уже на Втором фестивале новые идеи начали выкристаллизовываться. Например, когда маэстро Темирканов посадил в заслуженный коллектив России – оркестр Санкт-Петербургской филармонии – восемнадцать солистов из регионов, это был серьезный творческий поступок, при том что с музыкантами он встретился только накануне. На Третьем фестивале мы собрали уже объединенный Российский симфонический оркестр, которым дирижировал Валерий Гергиев.

– Судя по афише любого из фестивалей, может создаться впечатление, будто форум с готовностью берет все, что бы ни предложили оркестры: программы порой выглядят достаточно пестро. Какие условия фестиваль выдвигает оркестрам?

– Если посмотреть на тот или иной фестиваль в целом, то такое впечатление может возникнуть. Но Юрий Темирканов однажды справедливо сказал: «Иногда мы являемся заложниками прокрустова ложа концепции». Да, может показаться, что объединяющей идеи у фестиваля в целом нет. Но если оценить каждый концерт в отдельности, ясно, что оркестр старается привезти лучшее из своего репертуара.

– Планирует ли фестиваль шире представить симфоническое творчество российских композиторов последнего столетия? Не говоря уже о Шостаковиче и Прокофьеве, у нас были выдающиеся симфонисты – Альфред Шнитке, Борис Тищенко.

– Я говорю об этом регулярно: мы открыты для любых интересных форм взаимодействия с современными композиторами. Однако очередь из композиторов пока к нам почему-то не стоит. Замечательной музыки много, но, кроме заинтересованности фестиваля, должна быть заинтересованность оркестра; мы можем принять или предложить ту или иную идею, но исполнить музыку сами мы не можем.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 июня 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: