Главная / Газета 24 Мая 2011 г. 00:00 / Культура

«Пальмовая ветвь» на «Древе жизни»

Завершился 64-й Каннский кинофестиваль

ЕВГЕНИЯ ТИРДАТОВА, Канны

До последнего момента сохранялась интрига – кто же главный фаворит конкурса. Кто-то ставил на Аки Каурисмяки («Гавр»), кто-то ждал финальной картины (в Каннах часто фильм будущего пальмоносца показывают последним) – фильма лидера нового турецкого кино Нури Билге Джейлана («Однажды в Анатолии»); кто-то все же делал ставку на Теренса Малика («Древо жизни»), рассчитывая, что председатель жюри Роберт Де Ниро вполне может порадеть за своего соотечественника, живую легенду кино, никогда прежде «каннской пальмы» не получавшего.

Лучшей актрисой признана Кирстен Данст за роль в фильме «Меланхолия», несмотря на каннский скандал с режиссером картины Ларсом фон Триером.<br>Фото: EPA. CRISTOPHE KARABA
Лучшей актрисой признана Кирстен Данст за роль в фильме «Меланхолия», несмотря на каннский скандал с режиссером картины Ларсом фон Триером.
Фото: EPA. CRISTOPHE KARABA
shadow
Безусловно, повышенным интересом у фестивальной публики пользовались фильмы Ларса фон Триера и Педро Альмодовара. Надо сказать, что картина Триера «Меланхолия» в чем-то перекликается с «Древом жизни» Теренса Малика – оба творца решили высказаться о главном: мироздании, жизни и смерти. Один (Малик) – о начале света, другой (Триер) о его конце. В фильме Триера много впечатляющего: в первую очередь превосходны обе главные актрисы – Кирстен Данст и Шарлотта Гейнсбур. Данст играет сестру депрессивную, которая как-то сосредоточивается перед концом света (по фильму Земля сталкивается с оторвавшейся от Солнечной системы планетой), Гейнсбур играет сестру вполне здоровую и прагматичную, которая, наоборот, перед концом света впадает в панику. Если главной целью Триера было показать, как ведут себя в экстремальной ситуации депрессивные и здоровые – он этого добился полностью. Что касается визуальной стороны картины – у Триера она привлекает больше, чем у Малика. У Малика – за эту сторону больше отдувается компьютер, а у Триера это отличная работа оператора Мануэля Альберто Кларо с живой натурой.

Для характеристики фильма Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу» можно подобрать такие определения, как эстетика кича и структура мыльной оперы, впрочем, они и раньше подходили для его фильмов. Но если прежде несравненный знаток женских сердец снимал свои истории очень деликатно, то теперь «нежная кожа» легко ранимых персонажей его прежних фильмов стала грубой. В фильме собраны воедино все бредни, которые являются ключевым набором мыльных опер. Это и родинка на попе, по которой мать узнает своего непутевого сына, это и двое братьев, не подозревающих о своей родственной связи, кровь, секс, вопрос перемены пола… Впрочем, рассказывать содержание этого фильма – все равно что пересказывать мексиканский сериал. Бывали у Альмодовара сюжеты не менее бредовые, но их банальность и несуразность всегда прикрывалась яркостью и открытостью эмоций, нежностью, душевной теплотой. Здесь же прекрасные актеры – Антонио Бандерас, Елена Анайя, Сесилия Рот не образуют актерский ансамбль, а их картонные персонажи никакого сочувствия не вызывают.

Но в целом 64-й Каннский фестиваль оставил хорошие впечатления. Конкурсную программу, пожалуй, можно назвать одной из самых сильных за последние годы. К сожалению, конец фестиваля был омрачен скандалом с Ларсом фон Триером, который в результате был объявлен персоной нон грата

Жюри во главе с Робертом Де Ниро оказалось весьма щедрым и не забыло почти никого из тех, кого следовало отметить. «Золотая пальма» досталась Теренсу Малику за фильм «Древо жизни». Гран-при поделили «Однажды в Анатолии» Нури Билге Джейлана и «Мальчик на велосипеде» Жана-Пьера и Люка Дарденн.

Жюри справедливо решило, что актриса не отвечает за режиссера и назвало лучшей актрисой Кирстен Данст, действительно потрясающе сыгравшую депрессивную сестру в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия». Приз за лучшую мужскую роль получил великолепный Жан Дужарден («Артист»). Лучшим режиссером назван датчанин Николас Виндинг Рефн («Драйв»).

Финальную церемонию украсили звездные мать и дочь – Катрин Денев и Кьяра Мастроянни, представившие фильм закрытия «Возлюбленная» Кристофа Оноре.

Опубликовано в номере «НИ» от 24 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: