Главная / Газета 12 Мая 2011 г. 00:00 / Культура

Смотрины под южным солнцем

Объявлена программа 22-го открытого российского фестиваля «Кинотавр», который пройдет с 4 по 11 июня

ВИКТОР МАТИЗЕН

Новостью Сочинского кинофестиваля стало изменение регламента – начиная с этого года, в конкурс может быть отобран любой фильм на русском языке, снятый россиянином – на чьи средства он бы ни был сделан и где бы ни жил его постановщик. Аналогичное принципиальное решение в прошлом году приняла Гильдия киноведов и кинокритиков относительно выдвижения картин на премию российской кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Это естественное следствие того, что в современную эпоху культурная родина произведения стала важнее, чем географическая, а о понятии «безродный космополитизм» вспоминают только ксенофобы, прикрывающиеся маской патриотизма.

Кадр из фильма Авдотьи Смирновой «Два дня».
Кадр из фильма Авдотьи Смирновой «Два дня».
shadow
Фестиваль откроется новой картиной Авдотьи Смирновой «Два дня», где Федор Бондарчук в роли московского чиновника хочет лишить провинциальную усадьбу-музей ее земельных владений, но под влиянием очаровательной Ксении Раппопорт в роли заместительницы директора музея меняет свой взгляд не только на эту проблему, но вообще на всю свою жизнь. Любопытно, что Бондарчука, только на два десятка лет моложе, можно будет увидеть и в «Безразличии» Олега Флянгольца, начавшего снимать свой фильм в начале 90-х и закончившего лишь сейчас. А на закрытии «Кинотавра» зрителей ожидает «Елена» Андрея Звягинцева, которая приедет в Сочи из Канн после участия в престижном «Особом взгляде». Это история про богатого скупердяя, чья робкая жена, обойденная в его завещании, предпринимает отчаянный шаг. Скупца играет отец Авдотьи и «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов, которому на открытии фестиваля будет вручен более чем заслуженный приз «За честь и достоинство».

Другой российский фильм из каннской программы, «Охотник» Бакура Бакурадзе, включен в конкурс «Кинотавра» наряду с 13 другими лентами, среди которых 7 дебютных. Самый опытный участник конкурса – Виталий Манский со своей картиной «Родина или смерть», снятой на одиозном «Острове Свободы», полном идеологических ловушек для легковерных иностранных наблюдателей. До нее в главном смотре Сочинского фестиваля за всю его историю участвовали только три документальных фильма – его же, Манского, «Частные хроники» и «Девственность», а также «Остров мертвых» Олега Ковалова.

Особое внимание гарантировано также «Огням притона» Александра Гордона – вряд ли кто упустит шанс высказаться по поводу произведения человека, который столько времени дирижирует разборами чужих произведений и разборками с их авторами.

В малом конкурсе фестиваля 21 короткометражка. Каково качество, говорить рано, однако многие названия интригуют: «Бабочки города Глюк», «Маниакальные проявления мисс Изольды К» и «Половое покрытие».

Экспериментальную серию отечественных короткометражек дополняет показ зарубежных родственников из международной программы Future Shorts и сверхкоротких сюжетов (до минуты) из коллекции фестиваля Extra Short, «Ночь пожирателей рекламы» и десяток чистых визуальных экспериментов в стиле видеоарт, который отличается от традиционного киноискусства отсутствием фабульной основы, самодостаточным изображением и другой концепцией внутреннего времени.

По недавней традиции на «Кинотавре» состоится очередной питчинг, то есть публичная защита проектов, из которых судейский совет выберет те, что получат финансирование. В этом году среди проектировщиков – не только молодые, но и бывалые режиссеры и продюсеры, включая классика российской анимации Андрея Хржановского со сценарием Юрия Арабова «Нос».

Деловая часть «Кинотавра» сложится из кинорынка и трех «круглых», точнее, квадратных столов. Участники фестиваля обсудят соотношение свободы, искусства и кинокоммерции на постсоветском ландшафте, поговорят о том, как изменяется отражение мира на киноэкране со сменой режиссерских поколений и подискутируют о современных способах продвижения киноискусства к зрителям, в том числе о его доставке на дом посредством Интернета. А под самый занавес «Кинотавра» состоится традиционное заседание членов Гильдии киноведов и кинокритиков, которые подведут художественные итоги первого полугодия 2011 года и присудят своего «Слона» наиболее интересному для них фильму конкурсного смотра. Но в отличие от прошлых лет оставят имя призера в тайне до финальной церемонии.

Опубликовано в номере «НИ» от 12 мая 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: