Главная / Газета 19 Апреля 2011 г. 00:00 / Культура

«Земляне» в «Космосе»

Группа Space воспела в Москве передовую советскую отрасль

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Французская группа Space, ставшая известной в Советском Союзе рядом инструментальных композиций, на празднование 50-летия полета Гагарина прибыла к нам, можно сказать, с официальным визитом. Выступление в Звездном городке, специально написанная в честь Юрия Гагарина песня, выход на сцену первого французского космонавта Жана-Лу Кретьена, многочисленные здравицы в честь освоения космоса – все это привез с собой основатель Space Дидье Маруани. Корреспондент «НИ» стал свидетелем оды космическим достижениям на концерте в Кремле, где Space сыграли всем желающим и завершили вереницу празднично-космических мероприятий.

Фото: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ SPACE
Фото: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ SPACE
shadow
Желающих, впрочем, было не так уж и много: значительная часть билетов распространялась по линии Роскосмоса, по инициативе которого французы и приехали. Однако жаждущие «вспомнить студенческие годы» тоже имелись: Маруани в этом году буквально «вышел из сумрака», и даже Жан-Мишель Жарр, поговаривают, несказанно удивился, когда узнал, что его земляк и конкурент по электронному звукообразованию – вполне себе действующий музыкант.

Происходившее в Кремлевском дворце напоминало смесь Советского Союза с гигантским отраслевым корпоративом. За спиной корреспондента «НИ» сидели два инженера, обсуждавшие что-то про модуль станции, расчет ухода корабля в тень и оси «икс-игрек-зет». Привыкшие к космической точности, они уже в 19:10 (объявленное начало концерта – 19:00) кому-то звонили и докладывали: «Давно уже должно было начаться! Вот, сидим, ждем». По российским меркам концерт начался очень рано – в 19:15. Правда это было выступление «разогрева» – «больших друзей группы Space» – коллектива «Вега», работающих в том же жанре, что и Маруани, то есть в электронной музыке. Между уходом «Веги» и выходом Space прошло мало времени, а музыканты Маруани сели за ту же аппаратуру (барабаны и синтезаторы), и это породило смутные подозрения: каков же процент «живого» звука в этом концерте, если основному коллективу не требуется ни дополнительная настройка, ни дополнительное оборудование?

«Внимание! До старта десять секунд!» – прозвучал голос а-ля Левитан. Инженеры сзади засмеялись. На экранах появились лица космонавтов, которые по ходу обратного отсчета заволакивало дымом. «Пожар в корабле, да?» – язвили космические профи, глядя на работу видеоредакторов.

Молодящийся Дидье Маруани вышел со специальной MIDI-клавиатурой, вешающейся через плечо. Это что-то вроде мини-синтезатора – такие были популярны как раз в эпоху расцвета Space. Издали инструмент напоминает картонку с нарисованными клавишами. Концерты музыкантов-электронщиков, равно как и ди-джеев, – вообще штука странноватая. Как должен себя вести человек, который сидит за пультом (вертушкой) и генерирует там некие звуки? Как обычный человек за работой. Как инженеры, которые сидели сзади меня. Но ведь в креслах сидят 6 тысяч человек, смотрят на тебя и ждут хоть какого-то телодвижения. Пионеры электронной музыки Kraftwerk решили эту проблему концептуальным видеошоу, на фоне которого их статичные фигуры смотрятся эффектно. Всем остальным приходится туго, и лучшее, что они могут придумать, – это судорожно дергаться рядом с навороченным аппаратом. У Маруани были, конечно, кое-какие лазерные эффекты и два небольших экрана, но в целом концепция была – красиво дергаться. Живого звука добавляли басист и гитаристка-вокалистка, которую Дидье представил как миссис Дуп Дуду (больше она смахивала на мадам Грицацуеву) и иногда давал ей возможность что-то спеть. Классический поп-соул заметно разбавлял электронику. «Браво, Дуду!» – Маруани периодически делал ей комплименты, и «мадам Грицацуева» по этому показателю заняла твердое второе место после Гагарина. На третьем оказалась некая Римма. «Песня для Риммы, – объявил Дидье через переводчика. – Римма, я вас люблю». Заинтригованная публика развесила уши, но француз после исполнения дал задний ход и решил все-таки признаться в любви тем, кто ему оплатил эти космические во всех смыслах гастроли: «Я ошибся. Это была песня о влюбленных в космос».

«Слава, Гагарин!» – периодически выкрикивал Маруани. Было видно, что юбилей первого советского космонавта не просто вдохнул в композитора новую жизнь… Полет нашего Юрия Алексеевича за эти 50 лет еще никому не был так кстати, как французу Дидье Маруани. Поэтесса Любовь Воропаева написала к его музыке слова, и теперь они готовят мюзикл, персонажами которого будут Гагарин и Леонов. Пара песен из будущего мюзикла прозвучала и в Кремле. Произведение под названием «Гагарин, ура!» было исполнено с хором Александрова и Жаном-Лу Кретьеном. Визит первого французского космонавта в Москву, кстати, тоже не случаен: он работал в одном экипаже с Александром Волковым, который сейчас возглавляет администрацию Звездного городка, и непосредственно участвовал в выборе культурной программы к 50-летию полета Юрия Гагарина. «Песня так хороша, что я буду исполнять ее с хором Александрова», – анонсировал француз. Хора за электронной музыкой было почти не слышно. И это было очень кстати. Потому что те строчки, которые все-таки прорывались, оставили «неизгладимое» впечатление: «Гагарин-Гагарин, ты с нами сегодня, Гагарин-Гагарин, ура!» Кажется, когда мюзикл выйдет, это будет что-то ужасное, похожее на детский утренник средней руки. Впрочем, главное ведь – финансирование…

В числе нескольких песен с нового альбома прозвучала композиция «2025». «Россия на Луне в 2025 году будет?» – Дидье на радостях заговорил почти лозунгами коммунистической партии. «Да-да, конечно…» – скептически пробурчали инженеры. Вышедший на одну из песен детский хор был назван музыкантом «молодым космическим поколением». Своих собственных детей, Кристофера и Себастьяна, он тоже позвал на сцену, нарядил в некое подобие скафандров и научил припрыгивать с «наплечными» синтезаторами. Но верхом подхалимажа стали видеокадры с высадкой астронавта Армстронга на Луне. Кремлевской публике был показан известный сюжет, где Нил устанавливает американский флаг. Однако звездно-полосатое полотнище превратили в… российский триколор. Маруани в этот момент специально показал пальцем на экран, чтобы никто не пропустил это историческое событие.

Успел «главный музыкальный космонавт» польстить и Москве на фоне Петербурга, где ему тоже довелось выступить: «Публика в Санкт-Петербурге очень хорошая. Но в Москве лучше. Десять ноль – побеждает Москва».

Дидье Маруани, как и все музыканты, допущенные к ушам советского народа, с ностальгией вспоминает свои первые концерты здесь (1983 год, «Олимпийский»). «Какая верность публики! Как долго длится эта история любви!» – восхищался музыкант. К концу шоу он смог поднять зал со своих кресел, и наш космический народ стал немного пританцовывать. Маруани включил в программу все свои знаменитые хиты, но все-таки ближе и роднее был для народа выход «спецгостя» Сергея Скачкова из группы «Земляне». Скачков – корпоративный боец, прекрасно знающий, как работать с нашей публикой, поэтому славословить в адрес Гагарина он не стал (видно, утомился это делать еще в советские годы). Зато легендарная «Трава у дома» была для этого мощного отраслевого праздника – как бальзам на душу.

Опубликовано в номере «НИ» от 19 апреля 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: