Главная / Газета 1 Марта 2011 г. 00:00 / Культура

Не за что биться, нечем делиться

Группа «АукцЫон» дала концерты в честь юбилея Олега Гаркуши

КОНСТАНТИН БАКАНОВ

Поэт и шоумен Олег Гаркуша в пятницу вместе с коллегами и друзьями по группе «АукцЫон» отпраздновал свое 50-летие в московском клубе «Точка». Как всегда, юбиляр придавал авангардным рок-историям своего коллектива еще больше парадоксальности и несуразности. Впрочем, нельзя сказать, что столичная публика в полной мере получила то, что хотела, – драйв был, но стихи свои Гаркуша со сцены, вопреки обыкновению, почти не читал. У музыкантов получилось «пройтись по старенькому», но не получилось удивить.

Юбиляр, как всегда, зажигал.<br>Фото: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА
Юбиляр, как всегда, зажигал.
Фото: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА
shadow
Юбилей одного из самых любимых контркультурных персонажей России оказался вообще-то насквозь питерским. За день до московского концерта «АукцЫон» знатно погулял в ДК Ленсовета в родном городе на Неве, где на сцену выходили Юрий Шевчук, Диана Арбенина, Сергей Чиграков. Лидер «Ночных снайперов» исполнила за здравие Олега пять своих песен, не слишком подходящих по стилю к тому, что творит «АукцЫон». Руководитель «ДДТ» под стать Гаркуше совершал на сцене какие-то безумные телодвижения, и вместе они, хаотично сгибаясь-разгибаясь пополам, создавали картину, которую можно было бы условно назвать «Ураган в химкинском лесу».

До Москвы докатились лишь остатки былого пиршества – сольник «АукцЫона». Впрочем, в этом была своя прелесть – в Петербурге гостевые выступления, растянувшиеся на все первое отделение, мешали: все-таки «АукцЫон» – группа эксклюзивная, ни на кого не похожая и по этой причине с иными коллективами не очень-то смешиваемая. На фестивалях команда, от которой уже не первое десятилетие млеют эстеты двух столиц, участвует по этой причине редко. «Мозг» группы Леонид Федоров предпочитает камерную обстановку, а если уж организовывать некий коктейль, то исключительно в рамках одного коллектива. Так, в составе нынешнего «АукцЫона» появился контрабасист Владимир Волков, известный по совместным проектам с Федоровым и по собственному «Волков-трио».

О сторонних проектах Леонида Федорова, кстати, много говорилось в последние годы. Альбомы, не имеющие отношения к «АукцЫону», рождались у него со скоростью света: за семь минувших лет аж 12 совместных альбомов – как правило, с участием Владимира Волкова. Это очень много. За этот же период под логотипом «АукцЫона» вышла всего одна студийная пластинка – «Девушки поют» в 2007 году. Было видно, что группа, ставшая еще с советских времен известной и уважаемой, уходит у Федорова на второй план, превращаясь в законсервированный «музейный» проект. Многие пожимали плечами: дескать, почему «мозгу» не реализовать все идеи в рамках «АукцЫона»? Тогда же закрались смутные сомнения: не пробежала ли какая-нибудь кошка между двумя любимцами публики – музыкантом-интравертом Федоровым и поэтом-экстравертом Гаркушей? Но искать таких кошек в среде вечно жаждущих экспериментов творческих личностей (а их в наше прагматичное время осталось совсем немного) – дело довольно гиблое. К тому же концертная деятельность, понятное дело, лучше шла у «АукцЫона». Даже лояльная к экспериментам аукцЫоновская публика переварить творческие метания Федорова в полной мере не могла. В итоге два главных в жизни Леонида музыканта – Владимир Волков и Олег Гаркуша преспокойно совместно музицировали на 50-летии последнего.

Начал «АукцЫон» с того, что Олег вышел в белых перчатках и с портфелем под мышкой. «Я-я-я родился под колпаком», – настраивал публику на нужный психоделически-авангардистский лад г-н Федоров. На песне «Фа-фа» высокорослый Гаркуша впал в привычное состояние трясучки, а во время «Все вертится» оказался уже с дудкой. Ритуальные танцы отлично вписываются в неповторимую музыкально-поэтическую гармонию группы, и это, в общем, не новость. Да, впрочем, новостей от «АукцЫона» никто особенно не ждал. На ура шли самые «кричабельные» песни типа «Все вертится» и «Осколков» с шикарной кодой в завершении, хорошо принимали «Сосет» и «Спи солдат». Умение облачать безумные творческие идеи, весь этот безудержный авангард и сюрреализм в привычный песенный хронометраж стоит все еще дорого, хотя, кажется, уже начало обесцениваться. Веяние времени. Если бы сегодня в России появился такой персонаж, как Сергей Курехин, его вряд ли бы кто-нибудь заметил. Новый Курехин просто не нужен, как не нужен и новый «АукцЫон». Быть немножко сумасшедшим не актуально: на трибуну за это уже никто не потащит, скорее выбросят в кювет.

Стихи Гаркуша все-таки прочитал. Два простеньких четверостишия про бабушку и про что-то еще. Больше разговоров было о том, что нужно пойти вон туда и купить его новую книжку «Ворона». Понять можно: когда страна занята всякими модернизациями, всем не до поэзии, творцам нужно как-то крутиться. Но по случаю 50-летия рослый, горбатый и чудаковатый поэт мог бы подекламировать чуть побольше.

Под занавес звучат дежурные поздравления от Александра Липницкого из «Звуков Му», ответные благодарности Гаркуши – «спасибо, что пришли, спасибо, что поздравили, до свидания, покеда», автографы на коленке, два выхода на бис, повторное исполнение «Колпака», долгожданная песенка «Птица», прогнозируемое отсутствие в сет-листе «Дороги» и ощущение, что слова «песня» и «искусство» в XXI веке все дальше будут расходиться друг от друга. Воистину «не за что биться, нечем делиться». И относится это не к «АукцЫону», который уже давным-давно выполнил свою миссию, а к музыкальному творческому процессу вообще.

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: