Главная / Газета 1 Марта 2011 г. 00:00 / Культура

«Это же какая-то самодеятельность!»

Юбилей Дома-музея Марии Ермоловой отметили в неформальной обстановке

ЕЛЕНА РЫЖОВА

В этом году Дому-музею великой драматической актрисы Марии Ермоловой исполнилось 25 лет. Поздравить уникальное для театральной Москвы место, а заодно совершить путешествие «Из прошлого в будущее» (именно такое название носил юбилейный вечер) собрались Юрий Соломин и актеры Малого театра, в котором блистала Ермолова, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин со своими студентами, Василий Бочкарев, Петр Фоменко и многие другие. В неформальной обстановке режиссеры и артисты вспомнили, с чего все начиналось.

В этом старинном особняке Мария Ермолова прожила более 30 лет.<br>Фото: WWW.MOSDAY.RU
В этом старинном особняке Мария Ермолова прожила более 30 лет.
Фото: WWW.MOSDAY.RU
shadow
В доме на Тверском бульваре, где Мария Ермолова прожила более 30 лет, многое осталось таким же, как при жизни великой актрисы: сотни томов книг с ее заметками на полях, костюмы, фотографии, старые часы в деревянном футляре и даже кровать, в которой прервалось ее дыхание. «Да никогда актрисой быть не сможет!» – такой жестокий вердикт вынес Ермоловой знаменитый актер Самарин. «Несмотря ни на что во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я стану великой актрисой. И эта уверенность не покидала меня никогда», – записала в своем дневнике актриса. Действительно, Мария Ермолова считается гениальной трагедийной актрисой, которая умела передать на сцене тончайшие нюансы чувств.

«Трудно принимать гостей, но очень приятно», – отметила директор Дома Ермоловой Раиса Островская, которая никак не могла организовать гостей, пришедших поздравить музей с юбилеем. Как известно, артисты – народ вечно спешащий и из-за этого выбивающийся из графика. Программа вечера, которую так тщательно планировала директор, перестраивалась по ходу, поскольку некоторые актеры заскочили на минутку и спешили дальше по своим делам. Так, выкроили время между репетициями студенты РАМТа во главе с Алексеем Бородиным. «Когда в этом доме случаются торжественные события, я привожу сюда студентов, – сказал Бородин. – На мой взгляд, именно студентам надо дать возможность побыть здесь – среди такой потрясающей публики, в этом легендарном доме, который для всех нас очень много значит». Подрастающее поколение РАМТа прочувствовало радость, боль и сомнения Марии Ермоловой, зачитывая фрагменты писем и выдержки из ее дневников. Словно перекликаясь с сегодняшним днем, прозвучали слова, сказанные Ермоловой почти столетие назад: «Дорогое, милое искусство, что с ним теперь? Все навыворот, порнография, безумие – вот литература и театр нашего времени. Я со страхом думаю, что нужно снова выходить на сцену. На то, что я бы хотела – уже нет сил, а то, что хочет мода – я не хочу».

Одним из первых спектаклей, который родился в Доме Ермоловой в 1988 году, был «Николай Гоголь. Нос». Четверо актеров, а именно Александр Пономарев, Николай Трифилов, Борис Репетур и Алексей Яковлев, репетировали таинственную для сотрудников музея постановку в вестибюле. И только непосредственно перед премьерой финальный прогон прошел в Белом зале. Одна из сотрудниц, работавших в то время в доме, бегала вверх-вниз по этажам и причитала: «Кого мы впустили?! Это же какая-то самодеятельность!» Впоследствии на этот спектакль, в котором перекликается проза Гоголя и авангардные стихи Велимира Хлебникова, было невозможно попасть.

Как отметил режиссер Александр Пономарев, «идея воспроизведения этого спектакля спустя двадцать лет – весьма авантюрная» и попросил присутствующих не относиться к эксперименту по воскрешению спектакля серьезно. Один из эпизодов постановки начался со стихотворения Хлебникова в исполнении Бориса Репетура: «Птица, стремясь ввысь, летит к небу. Панна, стремясь ввысь, носит высокие каблуки. Когда у меня нет обуви, я иду на рынок и покупаю ее. Когда у кого-нибудь нет носу, он покупает воску. Когда у народа нет души, он идет к соседнему и за плату приобретает ее – он, лишенный души». Пока Репетур декламировал стихотворение, актера Николая Трифилова, исполнителя роли Гоголя, уложили на фортепьяно (в оригинале он лежал на хромированной больничной каталке) и укрыли зеленым сукном, под которым он пролежал на протяжении всей сцены.

Разумеется, день рождения не обошелся без многочисленных подарков. В частности, Александр Пономарев вручил Раисе Островской единственную сохранившуюся афишу спектакля «Николай Гоголь. Нос», стилизованную под Инь и Ян (только вместо черно-белых «капелек» восточного знака равновесия на плакате изображены очертания носа в профиль). А от коллектива Малого театра Дом-музей Ермоловой получил в дар раритетную брошюру – репертуар сезона Малого 1909-1910 годов. Однако, по признанию Раисы Островской, лучшим подарком для нее стало появление на вечере легендарного режиссера Петра Фоменко. Петр Наумович рассказал о том, как рождался в Доме Ермоловой знаменитый фоменковский спектакль «Волки и овцы», а также прочитал фрагмент из первой главы «Пиковой дамы».

Опубликовано в номере «НИ» от 1 марта 2011 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: