Главная / Газета 20 Декабря 2010 г. 00:00 / Культура

Союзный хлеб

Художники намереваются изменить жизнь ЦДХ

СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В Москве открылась выставка Союза Русских Художников. Этот союз видит себя наследником отнюдь не советской организации, а того братства реалистов, которое возникло еще до революции. Характерная черта нашей эпохи – отмирают официальные союзы, но сама идея творческих объединений актуальна как никогда. Правда, пока новые объединения вынуждены довольствоваться залами, спрятанными за ярмаркой меха и новогодними сувенирами.

Картина Анны Боганис «Причастие» продолжает традиции русской живописной школы.
Картина Анны Боганис «Причастие» продолжает традиции русской живописной школы.
shadow
Уже третья по счету экспозиция СРХ называется «Новое время». Хотя в большинстве картин это время застыло, а то и вовсе опрокинуто в прошлое столетие. Очевидно, что первенство отдано национальному пейзажу. Именно он – будь то «Гороховецкие просторы» Юрия Мокшина или заснеженные дали «Плеса на Волге» у Василия Куракса – отвечает за вечные ценности. Без экологических проблем, политических пертурбаций и прочих зазубрин, портящих холсты. Союз не то чтобы культивирует национальные виды и требует от своих членов исправно поставлять стога, заводи и лесные опушки, но так само собой выходит, что объединяться удобно на общем пространстве в прямом смысле слова. Попытки изменить крен – внести любимый «шестидесятниками» натюрморт или сцены с богомольцами и казаками – диспозиции не меняют. Пейзаж поглощает людей. А появление одной из самых мощных работ на выставке – «Жертвы» Николая Короткова (распластанная на земле мужская фигура; это может быть и погибший в военной или террористической атаке, а может банальный пьяница) – то самое исключение, которое подтверждает правило: современный человек в глазах живописцев на редкость непоэтичен и трагичен.

Впрочем, природа нынче – общемировой тренд, поэтому осуждать художников за то, что они при наличии цифровой техники продолжают выезжать на пленэры, глупо и не модно. Другое дело называть себя «союзом» при живом Союзе художников. Шаг вызывающий и отчаянный. Для него нужен если не скандал (как с делением Союза кинематографистов), то какое-то новое, небанальное основание. Собственно, с него все и началось. В попытке объединить отчаявшихся было реалистов и певцов холста и масла в духе Аркадия Пластова идеологи союза нашли опору в русском модерне.

Председатель СРХ Юрий Герасимов не скрывает, что последние несколько лет его настольной книгой (есть основания полагат, и негласным манифестом объединения) стало исследование В.П. Лапшина «Союз Русских Художников» 1974 года издания. Оно подробно отслеживает довольно краткую историю того, как накануне Первой мировой войны и революции московские и питерские художники стали устраивать потрясающие совместные выставки. Это был момент, когда новое поколение живописцев уже устало от социальной напыщенности «передвижников», но еще не разочаровалось в национальной идее. В разное время под марку Союза Русских Художников вставали Бенуа и Васнецов, Малявин и Кустодиев, Коровин и Рерих (фирменный стиль для его логотипа создал Врубель). В общем, весь цвет модернового живописания. Никакой жесткой идеологии не предполагалось – требовался позитивный взгляд на русскую историю и желание быть понятым самым широким зрителем. Выставки союзовцев в 1910-е годы собирали такие толпы посетителей, что, по выражению Нестерова, рассмотреть картины было физически невозможно.

Сегодняшнее возрождение СРХ чем-то напоминает спиритический сеанс. Когда художники очень разных поколений (от заслуженных академиков до вчерашних выпускников Суриковского) пытаются вдохнуть жизнь в реалистическую картину и взывают к духам Серебряного века. Но, как ни парадоксально, это работает. Там, где Академия художеств шатается в разные стороны и обслуживает мастерскую Зураба Церетели, где Союз художников завяз в хозяйственной дележке, новое объединение с помощью исторического фантома вдохновляет и стимулирует художников (на выставке главным образом вещи, созданные за последний год).

Вот тут и поверишь, что дело не в количестве мастеров (уже не первое десятилетие ведутся разговоры о «перепроизводстве» у нас живописцев), не в материальной базе и госполитике, а в том, чтобы создать такие идейные условия, когда не стыдно заниматься творчеством. Пока, правда, это приходится делать среди распродажи шуб и новогодних сувениров ЦДХ.

Опубликовано в номере «НИ» от 20 декабря 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: