Главная / Газета 16 Декабря 2010 г. 00:00 / Культура

«Танец помог нашему народу отвлечься от войны»

Народный артист России, художественный руководитель ансамбля «Зия» Топа Элимбаев

ВИКТОР БОРЗЕНКО

Сегодня во Дворце культуры «Академический» детский хореографический ансамбль «Зия» отметит свое десятилетие большим отчетным концертом: около трехсот ребят исполнят кавказские танцы и пляски, многие из которых известный деятель культуры Чечни Топа Элимбаев восстанавливал по крупицам. В концерте примут участие и многочисленные звезды российской эстрады, ожидается много высоких гостей. О своем детище, о сохранении кавказской культуры и о том, почему выступления «Зии» восторженно встречают на всех континентах, в интервью «Новым Известиям» рассказал Топа ЭЛИМБАЕВ – народный артист России и многих республик Северного Кавказа, лауреат государственных и международных премий, основатель легендарного ансамбля «Вайнах».

Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow
– Топа Хамитович, в юбилей принято подводить итоги. Ансамблю «Зия» исполнилось десять лет, сегодня его знают уже не только в России, но и за рубежом. Вы довольны?

– С одной стороны, конечно, я рад, что сумел воплотить в жизнь то, о чем мечтал Зия Бажаев. Это известный предприниматель, имя которого после его трагической гибели было присвоено нашему ансамблю. Зия был уроженцем Кавказа, а потому очень переживал, что чеченская война принесла трагедию и боль в каждый дом. Он мечтал, что однажды в России появится танцевальный ансамбль, который будет сохранять чеченскую культуру. Но была у него еще одна мечта. Он ненавидел войну, чувствуя, как ее эхо разносится по Кавказу, и потому надеялся, что ансамбль объединит не только чеченцев, но и все народы Кавказа. Во многом эта задача удалась. Сегодня в ансамбле около трехсот человек. Чеченцев большинство, но кроме них есть и русские, и армяне, и молдаване, и ингуши, и болгары, и осетины, и дагестанцы, и евреи… Они не только познают азы танцевальной культуры, но и учатся общаться друг с другом. Столь же многонациональное население было в довоенном Грозном. Так что с этой стороны я результатом доволен. Но с другой – танцы народов Кавказа – это настолько сложное искусство, что всю жизнь можно стремиться к совершенству.

– Я знаю, что к созданию вашего ансамбля был причастен и Махмуд Эсамбаев…

– Махмуд Эсамбаев знал меня еще с советских времен, ведь три десятилетия я возглавлял в Чечне ансамбль «Вайнах», что переводится как «наш народ». В советское время ансамбль объездил полсвета. Тогда же я понял, что моя миссия – знакомить мир с традициями нардов Кавказа, причем знакомить не только через танец, но и через народную музыку, великолепные костюмы и тем самым подпитывать национальную культуру. Эсамбаев не раз подчеркивал, что ценит мое мастерство. И однажды на его дне рождения мы с Зией Бажаевым стали вдруг вспоминать «Вайнах». А потом Зия предложил: «Собери небольшой кружок и обучи детей танцам». Я лишь развел руками: сомневался, что найдутся желающие.

– Но ведь желающие нашлись?

– Не то слово. Желающих заниматься кавказскими танцами в Москве оказалось так много, что наш крохотный кружок довольно скоро превратился в большой коллектив – было совершенно очевидно, что танец помогает нашим землякам отвлечься от войны, ведь заводили дружбу между собой не только дети, но и их родители. Поэтому в какой-то мере к созданию ансамбля причастен и Махмуд. Но уже много лет после гибели Зии огромную помощь нам оказывают Муса и Мавлит Бажаевы. Благодаря им и существует ансамбль. Мало того, при активной поддержке Мусы «Зия» объездил уже полсвета. Вы даже не представляете, какими овациями отмечали наших ребят в Германии, Франции, Италии, Ираке, Венгрии!..

Фото: АЛЕКСАНДР ЯКОВ
shadow – А как получилось, что однажды вашему ансамблю аплодировали президенты сразу нескольких держав, включая Россию и США?

– Это было в Петербурге во время саммита «большой восьмерки». При поддержке президента Путина выступление «Зии» включили в концертную программу и после того, как ребята исполнили чеченский праздничный танец, раздались громовые овации. Первыми со своих мест поднялись президенты и аплодировали стоя. Они, конечно, аплодировали не только ребятам, но и народу, пережившему войну и сохранившему такую культуру. Это дорогого стоит. Благодаря ансамблю сегодня в самых разных уголках планеты звучит уже не эхо войны, а эхо чеченского искусства. Мы ведь стали единственным детским ансамблем, который в прошлом году принял участие в фестивале «Спасская башня», проходившем на Красной площади. Ансамбль часто выступает на лучших площадках Москвы и является частым гостем Кремлевского Дворца съездов.

– Вы все время произносите фразу «чеченская культура», а помимо танцев и духовного наследия, у нее есть сегодня характерные черты?

– Прежде всего – уважение к старшим. Приведу такой пример. Однажды я был приглашен по делам к Зие Бажаеву и застал в кабинете его коллегу по бизнесу, но, кроме того, был там и брат Зии – Муса Бажаев, который был самым младшим среди присутствующих. Так вот Муса за все время встречи ни разу не присел, подчеркивая тем самым, что соблюдает традицию уважения к старшим. Кроме этого, на протяжении всех десяти лет он ни разу не отказал в помощи и мгновенно, без волокиты, решал любые наши вопросы, что тоже признак особого воспитания. Еще один человек, которому не безразлична судьба нашего коллектива, Мавлит Бажаев – он тоже отличается своей деловитостью, конкретностью и высокой культурой.

– Хочу вернуться к вашему выступлению на Красной площади: после фестиваля критики писали, что вам при постановке танцевальных номеров удается передать национальный характер. Как создаются номера?

– Интересный вопрос. Например, сюжеты я беру из жизни, ведь в традиционных кавказских танцах ярко выражены ловкость, темперамент юношей и красота, грациозность девушек. Азарт мы видим в картинках из жизни армян – «Кинто»; задор – в дагестанском танце «Озорные девчата», строгость – в осетинском танце «Симд»; влюбчивость и мужество – в чеченском танце «Вечеринка в ауле». Но сюжет – это половина дела. Я учу ребят разбираться в национальной культуре. Важно знать, почему здесь нужен именно такой национальный костюм, а не другой и почему движения в чеченском танце отличаются от осетинского. А ответ прост: насколько разнообразны народы Кавказа, настолько же разнообразны и их характеры. Очень важно уловить характер… Поверьте, в одной и той же ситуации чеченец и, скажем, аджарец поведут себя совершенно по-разному. И это очень важно передать в танце, где нет слов, а только язык пластики и жестов.

– А как сложилась судьба вашего прежнего ансамбля «Вайнах»?

– Это отдельная история. В годы войны в Чечне было не до танцев: «Вайнах» оказался без крова. В руинах была и культурная жизнь республики. Но все же «Вайнах» удалось спасти благодаря Ахмату, а потом и Рамзану Кадыровым. Дело так было. В 2002 году (еще при Ахмате Кадырове) проводились дни чеченской культуры в Москве. Меня вызвали на сцену зала «Россия» вместе с Дикалу Музакаевым – моим учеником, который теперь руководит «Вайнахом». В ту пору ансамбль скитался по городам, переживал не самые радостные времена, и я сказал: «Несмотря на тяжелейшие условия, надо найти «Вайнаху» место и дать звание хотя бы его руководителю, который изо всех сил сохраняет коллектив». Это я сказал во всеуслышание, поскольку в зале сидели первые лица страны. А в кулуарах я подчеркнул: «Звание поможет сохранить «Вайнах» для чеченского народа. А уж президент с президентом всегда договорится». И точно: Ахмат Кадыров прислушался к моим словам, Музакаев стал народным артистом России, а вскоре уже Рамзан Кадыров создал для коллектива фантастические условия.

– Вы много лет занимаетесь национальной хореографией. А как складываются судьбы ваших учеников?

– Всех назвать, конечно, трудно, но я рад, что многие становятся моими последователями и тоже преподают танцы. Например, еще в «Вайнахе» я работал с Рамзаном Ахмадовым, который теперь возглавляет в Чечне детский ансамбль «Даймохк», стал заслуженным артистом России. Звания получили и Магомед Дидигов, Лидия Айдамирова, Мариям Дамильханова, Зарина Цакаева и Доку Мальцагов. А если говорить о «Зие», то здесь, конечно, я рад успехам Апти и Абди Магомаевых (они, кстати, играли в фильме Михалкова «12»). Апти уже взрослый и работает теперь педагогом в нашем ансамбле. Кстати, когда десять лет назад мы создали ансамбль, то встал вопрос, кто же будет руководить оркестром, ведь танцевать под фонограмму нет смысла. У нас был замечательный гармонист Рамзан Паскаев, но нужен был еще и человек, который мог бы писать аранжировки, собирать образцы кавказской музыки, изучать ее, воссоздавать танцы. И такой человек нашелся – Леонид Бебия. На протяжении десяти лет он пишет партитуры к оркестру, изучает музыкальную и песенную культуру чеченского народа и стал прекрасным музыкальным руководителем истинно чеченского оркестра. Его партитура и оркестровка отличаются особым вкусом и тонкостью. Все десять лет мы работаем вместе.


МЫ КРУЖИМСЯ В ТАНЦЕ
Сегодня детский хореографический ансамбль имени Зии Бажаева – ансамбль «Зия» – отмечает свой 10-летний юбилей. Я поздравляю с этой знаменательной датой всех, кто находился у истоков создания детского коллектива и помогал его творческому росту.
В ансамбле около 300 детей разных национальностей обрели свой творческий дом, познакомились с традициями и обычаями народов Северного Кавказа, покорили великолепным исполнением зажигательных кавказских танцев многие прославленные сценические площадки России и мира. Наши выпускники, став взрослыми, приходят в гости к своим любимым учителям, а некоторые возвращаются, чтобы работать в родном коллективе. Вместе с ребятами трудный путь к успеху прошли педагоги-единомышленники, которых объединяет не только большой опыт работы, но и любовь к детям и национальной культуре. Большое спасибо балетмейстеру В.О. Вашакидзе, педагогам-репетиторам Н.Н. Яналиной, лауреату Всероссийского конкурса артистов эстрады и Л.И. Марыхубе, педагогам-хореографам З.А. Цакаевой, заслуженной артистке Чеченской Республики Е.А. Завариной, педагогам И.Н. Ясакову и А. Магомаеву и всем остальным.
Поздравляю с нашим замечательным праздником великолепный оркестр национальных инструментов, возглавляемый Л.В. Бебия, заслуженным работником культуры Российской Федерации. Этот многонациональный коллектив сопровождает репетиции и выступления детей с первых дней работы «Зии». Высокопрофессиональные музыканты прекрасными мелодиями прививают ребятам любовь к национальной музыке.
Большой вклад в развитие хореографического ансамбля внесли заведующая костюмерным цехом Т.А. Халидова, костюмер С.А. Дрисс, администратор Н.А. Тарасова, менеджер по связям с общественностью А.С. Вохмяков.
Юбилей «Зии» – это торжественный день и для родителей, которые считают участие в делах ансамбля частью своей жизни. Родительские терпение, настойчивость, поддержка молодых талантов на репетициях и концертах, помощь через родительский комитет позволили ребятам преодолеть все трудности и стать мастерами национального танца. Спасибо вам!
Низкий поклон и благодарность нашим спонсорам за бескорыстную помощь в работе коллектива. Творческая жизнь юных танцоров была бы невозможной без поддержки Благотворительного фонда имени Зии Бажаева и «Группы Альянс».
В течение 10 лет деятельности ансамбля «Зия» постоянное содействие в решении сложных вопросов оказывает префектура ЮЗАО города Москвы и особенно Н.Н. Базарова, руководитель управления культуры ЮЗАО.
Много лет репетиционная база нашего коллектива находится в КЦ «Меридиан». Я благодарю А.В. Зеленецкую, директора Культурного центра, за многолетнее плодотворное сотрудничество, внимание к нашим юным артистам и помощь в организации репетиций и концертов.
Поздравляю с этим значимым праздником в истории творческого коллектива всех поклонников юных танцоров и будущих наших зрителей.
Генеральный директор детского хореографического ансамбля имени Зии Бажаева Лидия Элимбаева

КСТАТИ
Ансамбль «Вайнах», которым до трагических событий в Чечне руководил Топа Элимбаев (уже в ту пору – заслуженный деятель искусств), выступал не только на Кавказе, но и был интересен в самых разных уголках планеты – настолько ярко отразились в его репертуаре темы межнациональной дружбы. «Хотя начинали мы работу на пустом месте, – вспоминает поэт Муса Гешаев, бывший директор ансамбля «Вайнах». – Приходилось решать очень много проблем: не было помещения, инструментов, кавказскую гармошку делали только в Грузии, и заказ приходилось ждать целый год. Трудно было шить костюмы, поскольку Топа стремился сделать все с этнографической точностью. И это давало свои всходы: мы старались так одеть коллектив, чтобы ни у кого и сомнений не возникло – перед нами истинные кавказцы в тех самых национальных одеждах. Топа, как умелый хореограф, постоянно обновлял танцы, вводил в них новые элементы. Постепенно ансамбль становился известным и сильным. Ансамбль стал настолько известным, что билеты на концерт невозможно было достать. В «Вайнах» стремились попасть артисты из других известных тогда коллективов – «Кабардинка», «Лезгинка». Начались гастрольные поездки. «Вайнах» объездил всю страну от Казахстана до Дальнего Востока, потом стали поступать приглашения за рубеж. И мы выступили в 60 странах мира. Разрушительная война принесла беду в каждую семью, в бездомного скитальца превратился и ансамбль «Вайнах». В такое время, казалось, было не до песен и не до танцев. Но Топа Элимбаев пытался всеми силами сохранить коллектив, чтобы жуткая война не уничтожила главный очаг национальной культуры. Ходил по кабинетам, стучался в разные двери, но единственным, кто поддержал его в то страшное время, стал известный предприниматель Зия Бажаев, который активно вел вместе с МЧС России и «Новыми Известиями» акцию «Дети войны». Он вывозил детей на отдых и лечение, занимался реабилитацией, оказывал гуманитарную помощь. Но больше всего ему хотелось отогреть души своих маленьких земляков, отвлечь их от войны, вернуть им улыбку и радость общения. Так родилась идея создать в Москве центр культуры и творчества для юных выходцев из Чечни, которые вместе с родителями были вынуждены покинуть республику. «Я занимаюсь в ансамбле уже десять лет, – говорит «НИ» солист Альви Назыров. – Пришел сюда еще будучи маленьким мальчиком, но и сейчас, хотя я уже студент Мединститута, продолжаю танцевать. Ведь кавказская культура настолько интересна и богата, что ее невозможно изучить ни за пять, ни за десять лет. И это понимают наши зрители. Когда мы выступали на саммите «большой восьмерки» в Петербурге, нам рукоплескали главы крупнейших держав. А в этом году мы вновь выступали перед иностранцами, когда наш коллектив ездил на гастроли в Германию и Францию».

Опубликовано в номере «НИ» от 16 декабря 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: