Главная / Газета 15 Декабря 2010 г. 00:00 / Культура

«Россия всегда выкидывала что-то неожиданное»

Писатель-сатирик Михаил Задорнов

ЕЛЕНА РЫЖОВА

Михаил Задорнов давно известен как «самый небезразличный» писатель-сатирик, который, помимо концертных выступлений на злобу дня (ближайшее – сегодня в центре «Меридиан» и 19 декабря в центре «Москвич»), открывает в пушкинских местах памятники Арине Родионовне, выискивает таланты в глубинке, собирает забытые песни. При этом он неравнодушен к сохранению духовного наследия. Задорнов стал одним из первых, кто поддержал акцию «НИ» «Книгу – школе» в защиту поэтической антологии Евгения Евтушенко «Десять веков русской поэзии». А недавно к юбилею Московского авиационного института (МАИ) выпустил отдельный спектакль. С разговора об этом началось интервью «НИ» с Михаилом ЗАДОРНОВЫМ.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
shadow
– Михаил Николаевич, для МАИ этот год юбилейный. Спустя 40 лет вы снова в этих стенах поставили спектакль…

– Я хотел не просто рассказать историю МАИ, а показать, какие люди вышли из советской эпохи. Насколько они были образованней, душевней, а главное – какая в них была искра. Конечно, в советское время было много нелепостей, а порой и перегибов. Но было и хорошее. И благодаря этому юбилею мы можем показать молодежи это хорошее из советского прошлого. Молодым сейчас нечем гордиться. Многие из них не знают, кто такой Юрий Гагарин. Считают, что американцы первыми в космос полетели. Сергея Королева вообще никто не помнит! Мне хотелось вернуть хотя бы для части сегодняшних студентов эти знания. А еще я хотел, чтобы люди моего поколения передали молодым ту искру, которая сохранилась у них с юности. Мы использовали в спектакле рассказы преподавателей и воспоминания студентов-маевцев моего поколения. Мы до сих пор с теплотой вспоминаем наше общежитие, факультетский буфет с жареной колбасой и зеленым горошком, самолетный ангар, который переделали в Дом культуры, вечера самодеятельности, «сачкодром», где можно было погреться на первом весеннем солнышке. И все эти отголоски студенческого быта нашли отражение в спектакле.

– Наверное, далеко не каждый теперь помнит колорит советской жизни. Не возникало ли трудностей при постановке?

– На первой репетиции выяснилось, что никто из молодых артистов не знает маевских студенческих песен! Пришлось не только заучивать слова, но еще и объяснять, где именно сделать акцент. Доходило до того, что спорили из-за тональности музыки. Тем не менее молодежи было настолько интересно работать в спектакле, что они не хотели уходить с репетиций. Мы даже решили записать вместе музыкальный диск с этими песнями. Материала набралось на три часа. Но вы правы: советская жизнь от нас все дальше и дальше, поэтому многие вещи, запланированные по сценарию, не зазвучали сразу. И нам пришлось спектакль менять на ходу.

– Вот вы говорите, что люди советской эпохи были гораздо душевнее. А в чем это проявлялось?

– Еще в студенческие годы с поставленными спектаклями мы исколесили весь СССР. Только на БАМе побывали семь раз! Причем выступали прямо на железнодорожных путях перед строителями. А еще – на грузовиках перед хлеборобами Туркмении, у лесорубов на лесопилках, на золотых приисках Магадана. Эти выступления давали колоссальный заряд энергии! У нас не только юность была классная, мы и потом благодаря ей жили восхитительно. Что-либо подобное вы можете представить сегодня? Нас так принимали, что никакому современному театру не снилось. Кстати, в этом большая заслуга моего приятеля Александра Четверкина, которого, к сожалению, уже нет на свете. Именно с ним мы возглавляли коллектив студенческого театра нашего моторного факультета.

– Кто-то из вашего коллектива участвует в новом спектакле?

– Конечно, «старая гвардия» осталась. Но вообще на сцену выходят представители нескольких поколений – от двадцати до шестидесяти лет. Причем «старики» на первых показах зажигали так, что молодежь просто не могла не подхватывать этот невероятный заряд энергии. Думаю, я создам на этой основе небольшой театр. Спектакли будут о любви, но с юмором – под девизом: «Юмор выше пояса». В коллектив возьму и студентов МАИ, и «бывалых» из своего старого коллектива, и актеров из Рижского молодежного театра, и выпускников ГИТИСа – всего человек тридцать. Наша первая постановка будет посвящена истории Руси – с момента прихода варягов, то есть с момента зарождения государства Российского, и до нынешних дней. Мне бы очень хотелось, чтобы Евгений Евтушенко написал поэму, которая легла бы в основу этого спектакля. У него есть мощнейшие, яркие, образные стихи с замечательными размышлениями о нашей истории. Это «Казанский университет», «Братская ГЭС» и многие другие. Так, как он, эту историю в стихах не напишет никто.

– Создавать театр сегодня сложно. Как вы знаете, в январе вступит в силу 83-й федеральный закон, в рамках которого театр должен стать по большей части самоокупаемым учреждением. Как вы к этому закону относитесь?

– Это преступление чуть меньшее, чем западная реформа образования. Но ничто не остается безнаказанным. Есть четкая тенденция: превратить население России в рабов, а страну – в придаток нефтяных вышек. И пока что власти это удается. Но Россия всегда выкидывала что-то неожиданное. Да, какое-то время чиновники будут радоваться, что так мало денег тратят на культуру. А потом непременно что-нибудь произойдет. Чем больше гадостей они сделают, тем быстрее отрезвеет народ. Есть старинная мудрость: «Каждая проблема может стать началом пути к успеху». Может, для этого 83-й закон как проблема и появился?

– Кстати, этот закон коснется и библиотек. А как обстоят дела с вашей частной библиотекой в Риге?

– Когда я создавал библиотеку, мне бизнесмены в один голос говорили, что это «не маркетингово». А оказалось – более маркетингово, чем всевозможные конкурсы красоты. За год мы выдали десять тысяч читательских билетов. А сколько книг было прочитано, посчитать невозможно. Нашу библиотеку ежедневно посещают около шестидесяти человек. Из них двадцать – молодые люди. Мы только что отметили свой первый день рождения. Наградили самых активных читателей – придумали номинации: тому, кто взял больше всего книг; тому, кто не просто брал, но и читал… Были номинации и для писателей: за самый лучший современный роман и за самую нечистотную литературу. Сейчас выпускается много всякого непотребного чтива. Я даже сделал в библиотеке гламурный розовый шкаф, в котором собрана вся эта литературная нечисть. Когда приходят интеллигентные посетители, они в ужасе, потому что даже не представляли себе, что такое может быть. И каждый говорит, что хочет это почитать. Цепляет с первой строчки.

– Молодежь хоть изредка и посещает библиотеки, проблема невежества среди молодого населения по-прежнему остается острой. Вы и сами говорили в начале интервью, что Гагарина не знают…

– Поэтому в свои концерты я вставляю так называемые «витаминки»: сначала идет смешная часть, а потом блок из высказываний, над которыми надо немного подумать. Я хочу, чтобы хоть часть молодежи поняла, что безграмотный человек не может прожить счастливую жизнь. Мне пишут письма с чудовищными ошибками. С этим же что-то надо делать! У нас ЕГЭ: молодые люди вместо знаний учатся угадывать. Когда у двух парней спросили, кто победил в последней войне, они задали контрвопрос: «Вы нам скажите, кто воевал, – и мы угадаем».

Опубликовано в номере «НИ» от 15 декабря 2010 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

Акция «НИ»: «книгу – школе»

«Десять веков русской поэзии» застыли в ожидании

Евтушенко и Задорнов встали на тропу борьбы за образование


Напишем наши имена

«НИ» начинают сбор подписей в поддержку издания поэтической антологии Евгения Евтушенко

Протоиерей Владимир Вигилянский

«Издание «Антологии поэзии» должно быть поддержано президентом»

Награда нашла героя

Поэтическая антология Евтушенко получила признание журналистов, но не властей

«Антология поэзии – должна быть»

Деятели культуры продолжают выступать в поддержку антологии

Найти и не сдаваться

Инициативу газеты поддержали в правительстве Москвы

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: