Главная / Газета 7 Октября 2010 г. 00:00 / Культура

Девчонка Вальтер

В Эрмитаже представлен шедевр Пикассо из Галереи Тейт

НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

В Петербурге открылась выставка одной картины из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». Из лондонской Галереи Тейт в Молодежный образовательный центр Эрмитажа прибыла «Обнаженная в красном кресле» Пабло Пикассо. В рамках программы «Год Франции в России» этот художник в Эрмитаже просто царит: всего месяц назад закончилась большая персональная выставка Пикассо из коллекции его парижского музея.

Такой увидел Пикассо свою возлюбленную, которую скрывал от жены девять лет.
Такой увидел Пикассо свою возлюбленную, которую скрывал от жены девять лет.
shadow
Жизнь Пабло Пикассо подробно расписана в мировом «пикассоведении» по годам, женам, увлечениям разными творческими жанрами. Написанная в 1932 году «Обнаженная в красном кресле» – это одна из сотен работ Пикассо того времени, но с большой предысторией. В январе 1927 года Пабло Пикассо – признанный 45-летний мастер в расцвете сил, состоит в браке с первой женой, русской балериной Ольгой Хохловой, у них 5-летний сын Пауль. Позади «голубой», «розовый», «африканский» периоды, увлечение классикой и кубизмом. Он начинает «впадать» в набирающий популярность сюрреализм и в этот момент знакомится возле Галереи Лафайет с милой 17-летней блондинкой по имени Мария Тереза Вальтер. Несовершеннолетняя парижанка Вальтер, по тем временам совсем девчонка, дитя, стала его натурщицей, любовницей и настоящей музой. Этот бурный роман, длившийся долгих девять лет, он тщательно скрывал. А когда страсть иссякла, Пикассо расстался одновременно с обеими своими дамами.

Вальтер он обожал как вечно желанную женщину, и все работы этого долгого периода пронизаны шаловливым эротизмом и чувственностью. Округлые и упругие женские формы Марии Терезы настолько характерны, что ее невозможно перепутать ни с одной из остальных пяти жен Пикассо, невзирая на то, что с полотна порой смотрит на зрителя шарик со щелкой, похожей на глаз, да пара страшноватых лап. Он без устали писал волоокие глаза и греческий нос возлюбленной в разных плоскостях, зачастую в той объемной манере, которую мы сегодня назвали бы 3D. «В традиции Пикассо изуродовать свою модель так, чтобы в итоге она была красивой, и в этом гениальность художника», – сказал, открывая выставку, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Между прочим, недавно одна из картин того же безумного времени, когда была написана «Обнаженная в красном кресле» и несколько ее вариантов, была продана на аукционе «Кристис» за рекордные 106 млн. долларов. Это произведение искусства называется «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев», и, по слухам, его приобрел частный коллекционер русского происхождения. Кроме живописных и графических работ Пикассо воплотил образ Марии Вальтер в многочисленных скульптурных изваяниях. Одно из них, под названием «Женщина с вазой», венчает надгробие художника.

В коллекции Эрмитажа нет работ Пикассо, выполненных в аналогичной манере в 30-е годы XX века. Тем ценнее возможность для нашего зрителя увидеть «Обнаженную в красном кресле» в Петербурге. По словам Михаила Пиотровского, новая выставка одной картины стала образцом музейной солидарности. Обмен шедеврами в период финансового кризиса, дороговизны и неблагополучия дело весьма хлопотное и затратное. Тем не менее, отправив в Лондон на выставку три картины Гогена, Эрмитаж в ответ смог заполучить из Галереи Тейт шедевр Пикассо.

Опубликовано в номере «НИ» от 7 октября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: