Главная / Газета 6 Октября 2010 г. 00:00 / Культура

Догнать и перегнать Америку

Почему наши зрители смотрят российское кино меньше, чем иностранное, и предпочитают аттракционы искусству

ВИКТОР МАТИЗЕН

Сборы зарубежных фильмов (главным образом американских блокбастеров) в России в последние 5 лет росли значительно быстрее, чем сборы отечественных, и доля нашего кино в годовой кассе уменьшилась примерно с 30 до 20 процентов. Это так обеспокоило производителей и прокатчиков, что на прошлой неделе они собрались в клубе «Кинотавра», дабы обсудить ситуацию. В результате были выявлены некоторые «болевые точки» российской кинематографии.

Без попкорна и блокбастеров уже трудно представить себе кинотеатры.
Без попкорна и блокбастеров уже трудно представить себе кинотеатры.
shadow
Подавляющее большинство (85%) посетителей кинотеатров – люди до 35 лет. Наибольшая доля зрителей (39%) приходится на возраст от 16 до 20 лет и с каждым следующим пятилетием быстро уменьшается: тех, кому немного за 30 (31–35 лет) – всего 8%, а тех, кому за 60 – только 2%. При этом около трети посетителей ходит в кино с друзьями, еще треть – со второй половиной, шестая часть – с детьми, и лишь одну десятую составляют одинокие. Доля зрительниц колеблется в зависимости от возраста, но в целом увеличивается. До 35 лет среди кинопублики незначительно преобладают мужчины, после 35 лет – женщины, причем разрыв увеличивается, так что зрительниц за 60 примерно в два с половиной раза больше, чем мужчин за 60.

Что же до уровня культуры, то образованные люди ходят в кино чаще необразованных. Так, 73% кинозрителей имеют незаконченное или законченное высшее образование, хотя в России всего 27% граждан с высшим образованием. 28% от общего числа зрителей – студенты.

Казалось бы, образованные люди должны отдавать предпочтение не киноаттракционам, а киноискусству, однако доля сборов «авторского» кино, как нашего, так и зарубежного, в России поистине ничтожна.

«Виноваты» в этом, похоже, все стороны кинопроцесса – производители, которые не могут найти контакт с целевой аудиторией, прокатчики, которые не могут внедрить в сознание этой аудитории мысль о том, что авторское кино – необходимая каждому культурному человеку часть досуга, и показчики, превратившие кинотеатры в места, где пахнет не искусством, а попкорном. Говоря словами мастера артхаусного кинопоказа Армена Бадаляна («Пять звезд»), «у нас нет посреднической инфраструктуры между производителями и потребителями».

Это не значит, что зрители жаждут только развлечения и не готовы к восприятию искусства кино. Тот, кто общается со студенческой аудиторией, знает, какой интерес вызывают у нее «серьезные» фильмы. Но если спросить, где они их смотрели, наиболее частым ответом будет: «Нашел в Интернете». И если бы за каждое скачивание фильма его производители получали хотя бы по доллару, копилки многих недобравших в прокате картин увеличились бы в несколько раз. «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе» – гласит мудрая восточная пословица. Если студенты не идут смотреть авторское кино в кинотеатры, не следует ли авторскому кино прийти в учебные заведения? И нельзя ли снизить для молодежи плату за просмотр «трудного» фильма рублей до 100 или даже 50? А можно ли возвращать часть денег, пропорциональную недосмотренной части, если кино не понравилось? И возможно ли рентабельное существование кинотеатров без попкорна и блокбастеров?

К сожалению, то, что легко сказать, нелегко сделать. Во-первых, заставить Всемирную паутину соблюдать авторское право – почти то же, что вынудить кошку не есть мясо. Во-вторых, у бизнеса свои законы, и если прибыль от проката одного блокбастера выше, чем от проката сотни авторских картин, кто станет с ними возиться? Только те бизнесмены, которые готовы пожертвовать частью прибыли ради искусства. Выводы делайте сами.

И это лишь одна сторона дела. Другая – качество российского арт-кино. Одни эксперты отмечают хронический недостаток чувства юмора и отсутствие режиссеров типа Вуди Алена или братьев Коэнов, способных увлечь «умную» аудиторию. Другие – эмоциональную бедность, особенно разительную на фоне голливудских лент, которые с равным профессионализмом выдавливают из зрителей слезы и деньги. Третьи – замедленную реакцию на общественно важные события и отсутствие отклика на многие актуальные проблемы современности. Держать руку на пульсе эпохи – вот что должна делать кинематография, которая хочет быть востребованной.

Опубликовано в номере «НИ» от 6 октября 2010 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: